Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Знакомство со сказками Виталия Бианки

    Знакомство со сказками Виталия Бианки

    Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

    Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»...

    Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом.

    Наше знакомство с книгами Виталия Бианки началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого занятия в группе экспонировали книги Виталия Бианки, читали их в свободное время.

    Рассказ о жизни писателя настолько заинтересовал детей, что возникло же­лание посетить сельскую библиотеку. Библиотекарь познакомил нас с новыми рассказами и сказками Бианки. На последующих занятиях и в свободное время читали и обсуждали сказки («Хвосты», «Приключения муравьишки»). По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей. Однако ответы, тем не менее, свидетельствовали: рассказы Бианки дети воспринимают как волшебные сказки, действия героев истолковывают как приключения. Природоведческий материал они замечали, однако их внимание привлекали лишь отдельные детали, факты, характеризующие повадки и внешность животных. Любимая сказочная стихия заслоняла на первых порах научное содержание. И, тем не менее, мы дальше стали знакомить детей с произведениями В. Бианки — со сказкой «Глупые вопросы». И вот почему: на наш взгляд, именно сказка, включающая в повествование обязательный диалог, игру, повторяемость элементов, наилучшим образом помогает детям усвоить основную авторскую мысль. И действительно, уже через несколько занятий дети обращали внимание на многообразие проявлений в природе, на своеобразие каждого животного. Придумали и провели  игру «Угадай-ка»: по иллюстрациям к сказкам («Хвосты», «Глупые вопросы», «Приключения муравьишки», «Лесные домишки») следовало узнать, кто есть кто: насекомое это или зверек, птица, рассказать, что запомнил. Эмоциональный отклик вызвало занятие по рисованию по теме: «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, уверенно мотивируя свой выбор, Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, дети сумели выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных (своеобразие жилища, форму хвоста, клюва, крыльев). А это уже свидетельство интереса к познавательному материалу сказок. Вот почему мы старались побуждать детей устанавливать биологические связи, разумеется, не приглушая приключенческой стороны произведения

    Знакомство с произведениями писателя мы подытожили на тематической викторине.

     

    Краткий сценарий викторины.

     

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное Виталию Валентиновичу Бианки, его произведениям. Мы с вами узнали об этом писателе, прочли его книги. Чему же научили вас книги Виталия Бианки? (Следуют ответы.)

    Сейчас у нас весна. Виталий Валентинович очень любил это время года. Вспомним, как он описывает весну в лесу, лесные происшествия. (Читаются отрывки из книги В. Бианки «Лесная газета».)

    А кто скажет, какие изменения происходят в городе весной? (Следуют ответы.)

    У Виталия Валентиновича много книг, где он рассказывает о птицах. Мы их с вами читали. Вспомним, каких птиц можно встретить в городе? (Дети отвечают на вопросы. Показывают кормушки.)

    А теперь мы с вами послушаем песню «Друзья птиц». (Звучит грамзапись.)

    Сейчас вы увидите инсценировку сказки В. Бианки «Лис и мышонок». (Дети разыгрывают сказку.)

    Теперь мы проведем викторину.

     За­дание первое. По этой картинке, где изображены три клюва, вы должны уз­нать, чем питается птица? Насекомыми, зернами, ягодами или зверьками и птицами?

     Задание второе. Я прочитаю отрывок, а вы скажете, как называется этот рассказ В. Бианки.

     Задание третье. Почему чайки белые? Из какого рассказа это вы узнали?

     Задание четвертое. Отчего у сороки такой хвост? Из какого рассказа вы узнали?

    Задание пятое. Что ответила рыба? Из какого рассказа вы узнали? (Чтение отрывка.)

     Задание шестое. Чей это домишко? Назовите это произведение. (Показ иллюстраций.)

    Сегодня вы показали, как хорошо знаете рассказы и сказки В. В. Бианки. За хорошие знания награждаем всех вас книгой В. Бианки «Чей нос лучше?»

     

    В этом разделе: