Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

ДОКЛАД на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

    МОУ Ливенская средняя школа.


    ДОКЛАД

    на

    тему:

    «Использование



    здоровьесберегающих



    технологий на уроках



    в начальной школе».





    Учителя начальных

    классов

    Автономовой И. В.

    2008 – 2009 уч. год.


    По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращениечисла здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но ибить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализацииличности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

    Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятсяболезни дыхательных органов, уха, горла, носа,расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

    Все это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизацииучебно-воспитательного процесса (УВП) в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время.

    Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

    1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности

    поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

    2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

    3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешногоосуществления учебного процесса качества, какпсихическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

    Конечно, приведенное деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает в конечном счете здоровье и информированность. Тем неменее для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект согласно приведенной классификации.

    Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. Вначальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, таккак процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется в воспитательном ключе с упором на пропаганду правилгигиены. Важное значение имеет психологическое направление. Предусматриваются специальные мероприятия по облегчению адаптации кшколе, созданию психологически комфортных условий для обучения. С учетом всего отмеченного в нашей школе типовые мероприятия выглядят следующим образом:

    - занятия на уроках физической культуры;

    • проведение оздоровительных пауз во время уроков;

    • смена видов деятельности на уроках;

    • беседы о здоровом образе жизни;

    • ведение спортивных секций;

    • проведение недель здоровья.

    Основной причиной успешной работы в данном направлении, на наш взгляд, является наличие системности. Это проявляется прежде всего в том, что физкультурные мероприятиявключены в систему валеологической работы в школе, в которой учтены и воспитательный, и образовательный, и непосредственно оздоровительный аспекты обучения нормам здорового образа жизни.

    Также системность проявляется в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими:

    • на обычных уроках;

    • на уроках физкультуры;

    • на переменах;

    • во внеурочное время,

    т. е. на протяжении всего времени нахождения в школе.








    В этом разделе: