Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Лексическое развитие, дошкольников

    Лексическое развитие, дошкольников 

    В методике развития речи дошкольников в детском саду, в том ее разделе, где рассматриваются вопросы формирования у детей лексической стороны на родном языке, преобладает подход, в соответствии с которым в словарной работе на первый план выдвигаются задачи увеличения объема словаря. Это можно объяснить чрезмерным привязыванием лексического развития речи к развитию познавательному, к формированию у детей новых знаний и представлений. Разумеется, формирование новых знаний и представлений неосуществимо без введения в речевое мышление детей новых слов, словосочетаний, обозначающих познаваемые ими новые объекты действительностиг (предметы, 'явления), их взаимосвязи, взаимоотношения, свойства и качества. Однако усваиваемые средства родного языка служат прежде всего интеллектуальному, познавательному развитию, они подчинены этому развитию.

    Слово, обозначающее предмет, явление, качество и т. п., включено не только в систему упорядоченной номинации объектов действительности, но и в систему внутриязыковых отношений. Слова как знаки системы языка, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью, полисемией, вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические и др.). Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, различными значениями одного слова, синонимами, антонимами. Но понимание и использование их в речи подчинены конкретным условиям коммуникации, и соответствующие слова выступают для детей как отдельные, мало связанные друг с другом в их речевом мышлении семантические единицы языка. Однако и в этих условиях дошкольники:, усваивая родной язык, могут достигнуть такого уровня, который обеспечивает хотя бы элементарное владение многозначностью слова, синонимическими и антонимическими отношениями, а также различение значения слова и обозначаемого им объекта. Поэтому в развитии словаря как части общего педагогического процесса развития речи дошкольников в детском саду должно быть предусмотрено проведение специальной, собственно языковой по содержанию работы, направленной на формирование владения семантическими связями и отношениями в области лексики. В соответствии с этим в методике развития речи дошкольников необходимо повысить удельный вес работы над словом как структурной единицей языка, определяющим свойством  которой является семантическое содержание, значение. Следует сказать, что эта специальная работа не представляет собой педагогический процесс, совершающийся в замкнутой сфере чисто языковых отношений, а лишь выводит эти отношения на первый план. В нашем исследовании мы старались выявить возможность и целесообразность этой работы. Вот почему детям (пяти-шестилетнего возраста) предложили следующие задания:

     составить предложения с многозначными словами  (прилагательными, существительными, глаголами);

     составить предложения  со   словами синонимического ряда;

     подобрать синонимы к словосочетаниям;

     подобрать антонимы к изолированным словам (прилагательные, глаголы);

     подобрать  синонимы   и   антонимы к предложенной ситуации.

    Использование семантических сопоставлений имеет значение не только для решения конкретных задач работы над смысловой стороной слова, подбор синонимов и антонимов способствует развитию осознанного отношения к семантическому аспекту слова. Задания на составление предложений способствуют активному и точному употреблению слова в собственной речи. Подобные задания, когда дети по заданному значению должны составить конспект, повышают произвольность, осознанность построения высказывания. Одновременное использование заданий с синонимами и антонимами, с одной стороны, может служить эффективным приемом раскрытия и уточнения значения слова, с другой — способствовать выявлению уровня понимания значения слов. Кроме того, если ребенок достаточно хорошо владеет умениями использовать синонимы и антонимы применительно к разным условиям коммуникации, к разным формам и оттенкам выражения мысли, то это и, есть тот результат, который достигнут благодаря специальной работе по раскрытию детям семантических отношений между словами.

    Совершенствование семантического аспекта словарной работы — это не обособленная задача в методике развития речи. В конечном счете она служит развитию связной речи, обогащению речевого общения.

    Е. СТРУНИ НА,

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Мы задумались, как помочь детям в решении этих непростых задач. В книге Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение, 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв ее за основу, мы несколько изменили символику, увеличили количество пунктов плана рассказа до 6—8, а затем разработали аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных и временах года.

    Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых нами схем. Лист картона размером 45X30 см разделен на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов либо времен года, о которых надо рассказать).

    Описание игрушек

    1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет — форма.

    2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая  часть  схемы  закрывается листом белой бумаги.

    3.         Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий».

    4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера  из   металлической   фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.

    5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком  белой  бумаги. Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

    6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей.

    Логопеду или воспитателю не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. Это пирамидка, матрешка, коробочка с мозаикой, коляска для кукол и. т. п. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла и т. п.

    Рассказы по схемам составляли воспитанники логопедических и массовых групп. Естественно, что рассказы детей с речевой патологией на первых порах были проще, короче, без ярких эпитетов и сравнений. Здесь и далее мы будем приводить примеры рассказов 5-летних детей массовых групп. Вот один из них.

    Этот мячик разноцветный, он круглой формы, большой, даже руками не обхватишь... Сделан он из пластмассы, и он не такой, как резиновый, резиновый помягче. Мячик можно бросать вверх и в футбол играть, а еще катать по земле... а в группе нельзя играть с мячом стекло разбить можно.

    Описание предметов одежды

    1. Цвет. В квадрате 3—4 цветовых пятна: красное, желтое, синее и зеленое.

    2. Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.

    3. Части одежды. Изображен сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.

    4.   Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.

    5.   Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика и девочки.

    6.   Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.

    Вот пример описания платья по данной схеме.

    Это платьице красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по-моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки... и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой... Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью... Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать... Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнется, а если испачкаешь постирать.

    Нельзя не отметить, что даже при самом высоком уровне речевого развития без схем дети не в состоянии составлять такие подробные рассказы-описания.

    Описание предметов посуды

    1.  Цвет. В квадрате 3—4 цветовых пятна.

    2.  Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами — на листе изображения цилиндра, шара и т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

    3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.

    4.     Материал. На картон приклеены прямоугольные   кусочки  одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают разнообразные  материалы,   из   которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора — материалов, которые трудно отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая   посуда,   сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т.

     5 Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.

    6Действия с посудой. Изображена кисть руки.

    Приведем пример описания ребенком большого заварного чайника по данной схеме.

    Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины... и еще золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, еще ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно... ну... носить его, а то разобьешь и еще ноги обожжешь.

    Описание овощей и фруктов

    1.  Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

    2.  Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.

    3.  Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

    4.  Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

    5.  Место произрастания. Изображены дерево и грядка.

    6.  Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.

    Приведем пример рассказа, составленного ребенком по схеме.

    Капуста зеленого цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжелая, а бывает и поменьше. По вкусу она немножко горькая. Растет капуста на грядке, прямо на самой земле. У нее много одежек и все без застежек. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит, то есть щи. Еще из капусты варят борщ, и солят ее... а вот еще солянку из капусты делают.

    Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п.,— необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

    1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.

    2.  Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.

    3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и т. п.

    4.  Деревья.Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, так как их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т. п.

    5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.

    6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.

    7.   Птицы.   Изображены   контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.

    8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т. п.

    Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

    В заключение отметим, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

     Т. ТКАЧЕНКО,

    Загадки 

      Рученька-ручища,

     Что в земле ты ищешь?

      Ничего я не ищу,

      Землю рою и тащу.

    (Экскаватор.)

     

    Шагаешь — впереди  лежит.

     Оглянешься — домой бежит.

                                  (Дорога.)

     

     Скачет зверушка,

     Не рот, а ловушка.

     Попадут в ловушку

     И комар, и мушка.

    (Лягушка.)

    Спал цветок и вдруг проснулся —

               Больше спать не захотел.

               Шевельнулся, встрепенулся,

              Взвился вверх и улетел.

    (Бабочка.)

     

    Утром бусы засверкали,

     Всю траву собой  заткали,

     А пошли  искать  их днем,

     Ищем,   ищем — не   найдем.

                                      (Роса.) ■

     

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

     Птица говорливая,

     Самая болтливая.

    (Сорока).

    В этом разделе: