Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

ДОКЛАД ( по самообразованию) на тему «Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач».

    МОУ Ливенская средняя общеобразовательная школа




    ДОКЛАД


    ( по самообразованию)

    на тему


    «Нравственное воспитание


    учащихся в процессе решения


    задач».






    Учителя начальных классов

    Автономовой И. В.





    2009 – 2010 уч. год.




    Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитанияучащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебноговремени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решенияон смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.

    С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:

    • задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам, к людям труда;

    • задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей и подготовку к ней подрастающего поколения;

    • задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции;

    • задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;

    • задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества;

     задачи о связи обучения с жизнью,участии в общественных мероприятиях.

    В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткую беседу с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задачи по определенной теме, связанной с жизнью; внеклассную работу по математике, предусматривающую развитие творческих способностей учащихся.

    Рассмотрим, например, как во время краткой беседы по усвоению содержания текстовых задач можно воспитывать у детей доброжелательное отношение к труду. Задачи типа: По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать... — являются основой для психологической подготовки детей ктруду, помогают понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизнисоздаются трудом. «Труд — корень нравственности, — писал В. Сухомлинский. — Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива школьников красной нитью проходило уважение к труду, к людям труда, только на этой основе может утвердиться уважение к самому себе».

    Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почв. Им прививается уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу, например:Колхоз продал государству 364 т пшеницы...; На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб... и др.

    Во время решения таких задач в течение двух-трех минут можно провести беседу о хлебе:

    То, что у тебя и других есть сегодня хлеб, — результат усилий многих людей. Нелегок труд земледельца. Всем каверзам и капризам природы открыто поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Так нужнопоступать всем. Учитесь ценить труд хлеборобов. Ведь только благодаря их нелегкому труду крошечное зернышко, пройдя длинный путь, превращается в хлеб. Берегите хлеб!

    Такие эмоциональные слова надолго запоминаются. В. Сухомлинский говорил, что слова патриотизм. Родина, гражданин связываются в его представлении с тремя другими понятиями: народ, труд, хлеб. Это и есть три могучих корня гражданственности.

    С интересом учащиеся решают задачи, в которых говорится об учении и полезных делах сверстников, например задачи об оказании помощи ветеранам войны и труда; о сборе лекарственных трав, металлолома имакулатуры.

    Так, при решении задачи «Школьникисобрали 56 кг 800 г макулатуры. Из этой макулатуры при переработке получилась писчая бумага, которая составила 3/5 массы макулатуры. Сколько тетрадей выйдет из полученной бумаги, если одна тетрадь весит 30 г? Сколько учеников можно обеспечить этими тетрадями, если одному ученику на год нужно 16 тетрадей?» — можно рассказать:

    Нашу страну называютлеснойдержавой и тем не менее следует разумно использовать ее лесные богатства. Ведь каждый год в стране печатается огромное количество книг, журналов, газет и тетрадей. Представьте, сколько необходимо древесины, чтобы изготовить столько бумаги. Поэтому мы должны принимать активное участие в сборе макулатуры. Этим можем сохранитьогромные площади древесных насаждений.

    На одном из уроков, где дети учатся решать задачи на время с помощью часов и табеля-календаря, учитель постарается также сформировать у учеников чувство гордости за свою Родину, имеющую большие достижения в освоении космического пространства. Перед тем как предложить для решения задачу № 958 (М.И. Моро и др. Матема-тика-3), неплохо провести беседу:

    Сейчас вы решите задачу на время. Время не стоит на месте. Бегут секунды и минуты, идутгоды, проходят столетия, и в каждый промежуток времени что-то совершается. Время остановить нельзя. Среди прошедших лет, дней, часов,минут есть такие, которые навсегда остаются впамяти человечества, народ их помнит и передает память о них из поколения в поколение. Такие события называют историческими, важными для мира. Это событие произошло в 1961 г.: 12 апреля Юрий Гагарин первым поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Когда по радио объявили, что Ю. Гагарин в космосе, мир на мгновение замер. Человечество рукоплескало России. Все 108 минут, в течение которых Гагарин летал в космосе, были минутами напряженного ожидания, волнения. Время словно остановилось! Но вот радио сообщило, что Юрий Гагарин благополучно приземлился. Радости и восторгу людей не было предела (демонстрируются слайды). Совершенно незнакомые друг другу люди целовались, обнимались и рукоплескали.Рукоплескали смелому человеку, ученым, конструкторам, рабочим и инженерам, обеспечившим первый полет человека в космос. Эти незабываемые 108 минут явились началом новой эры развития человечества. Они продемонстрировалисилу и мощь Российского государства.

    Сообщение заняло 2 минуты, но оно помогло учащимся представить себе эти 108 минут в жизни летчика-космонавта, в жизни нашего народа, лучше осознать историческое значение первого космического полета, открывшего человечеству путь в космическое пространство, оно наполнило сердца школьников гордостью за свое Отечество. Содержание такой беседы не может оставить ребенка равнодушным. Насыщенная богатым материалом, сопровождаемая показом слайдов, беседа становится мудрым помощником учителя в воспитании детей.

    В настоящее время в условиях экологического кризиса острой является проблема охраны природы. Поэтому важна воспитательная работа по формированию у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. Интересны в этом отношении задачи из учебника математики для IIIкласса (Моро М.И.) № 240, и др. Необходимость составления и решения задач такого рода отмечается и в объяснительной записке к программе по математике.

    Опытные учителя предлагают учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру. Они способствуют не только осознанию хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображениядетей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Кроме того,позволяют ученику в большей степени, чем в готовой задаче, проявлять самостоятельность мышления. Активизируя самостоятельную деятельность учащихся, учитель ориентирует их на составление задач по тематике, связанной с профессией их родителей, с материалами из местных газет. Естественно, что в составлении таких задач дома учащимся оказывают помощь родители,участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей.

    Приемы, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся составить задачи, разнообразны: это и беседы на соответствующие темы, самостоятельный сбор материала, беседы с родителями об особенности их профессии, экскурсии, посещение выставок и т.д.

    Таким образом, недостаток эмоционально – нравственного развития учащихся в какой – то мере может компенсировать за счет решения задач по математике определенного содержания и проведения по тексту кратких бесед.









    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!