Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Тема: «Первоцветы».

    Тема:«Первоцветы».

    Цель:уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

    Ходзанятия

    • Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

    • Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

    • Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

    • Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

    Подснежник

    Выглянул подснежник

    В полутьме лесной –

    Маленький разведчик,

    Посланный весной;

    Пусть еще над лесом

    Властвуют снега,

    Пусть лежат под снегом

    Сонные луга;

    Пусть на спящей речке

    Неподвижен лед, -

    Раз пришел разведчик,

    И весна придет.

    (Е. Серова)

    - По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

    В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

    Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

    • Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

    • Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

    Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

    - Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре?(Мать-и-мачеху,лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

    Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

    В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать -теплая, другая - мачеха - холодная.

    • От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

    • На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

    В камышах гнездятся цапли,

    Дремлет сонная река,

    Солнце расплескало капли

    На речные берега.

    Стали капельки цветами,

    Озарили все вокруг!

    В новом желтом сарафане

    Одуванчиковый луг.

    Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке -одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит -одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату -одуванчик не спускает с заката взгляда.

    (С. Красиков)

    Одуванчик — один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед -густой и ароматный.

    Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

    (Д. Зуев)

    А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

    - Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

    Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

    Подарок весны

    Шла лесами, шла лугами

    Весна в пестром сарафане,

    В золотом венке,

    С цветком в руке.

    В косах - ленты атласные –

    Белые и красные,

    Синие, голубые,

    Желтые, золотые.

    Кого весна встречала,

    Всех привечала,

    Со всеми говорила

    И по ленточке дарила:

    Бору еловому

    Дала ленточку новую.

    Под старым валежником

    Расцвели подснежники –

    Засинели, как озера,

    Посветлели чащи бора.

    Возле мелких лужиц –

    Звездочки калужниц,

    Засияли, зацвели,

    Полетели к ним шмели.

    Да вот беда!

    Осталась у Весны

    Ленточка одна.

    Попросили ленту

    Зеленые кусты,

    И на них раскрылись

    Дивные цветы:

    Гроздья тяжелые,

    Махровые, лиловые;

    В каждом палисаднике

    Сирень расцвела –

    Не узнать весною

    Нашего села!

    - К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

    Сквозь иглы темной хвои

    Веселый лился свет.

    Я шла лесной тропою

    И вдруг нашла букет.

    Букет лесных фиалок

    Лежал на мшистом пне.

    И стало мне их жалко,

    И грустно стало мне.

    Цветы уже увяли,

    Поникли лепестки.

    Зачем же их сорвали,

    Сломали стебельки?

    Казалось мне, я слышу

    Фиалок слабый стон,

    Он делался все тише,

    Но сердце ранил он.

    • Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

    • Что мы можем им пообещать?

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвем цветы,

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты.

    - В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».



    Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

    Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

    Ход занятия

    - Ребята, отгадайте загадку:

    Тает снежок, ожил лужок,

    День прибывает. Когда это бывает? (весной)

    - Правильно, это весна.

    Весна

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною...

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала.

    (А. Плещеев)

    • После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

    • Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

    • Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

    • Расскажите о грачах. Что они делают? {Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

    • Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

    • Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

    • Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

    • Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

    • Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задум чивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

    • Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

    • Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

    • Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

    • Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.


    В этом разделе: