Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся 1-4 классов по русскому языку, математике, природоведению, ознакомлению с окружающим миром, труду.

    Нормы оценок 

    знаний, умений и навыков учащихся 1-4 классов

    по русскому языку,

    математике, 

    природоведению, 

    ознакомлению 

    с окружающим миром, труду.

     

     

     

     

     

     

     

    Нормы оценок знаний,  умений и навыков учащихся I -IV классов по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению труду. 

    В связи с переходом школы на четырёхлетнее начальное образование назрела"' необходимость создания новых «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I -IV классов по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению, труду».

    Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов основываются на требованиях учебных программ для начальных классов одиннадцатилетней школы и содержат в себе критерии, с учётом которых оцениваются устные ответы, письменные и практические работы по русскому языку  математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению, труду.

    Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся являются необходимым условием в работе учителя по преодолению процентомании, по изжитию формализма в оценке его труда и труда учащихся.

    В I классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в Галлах. Во II, III и IV классах выставляются отметки. Аргументированность Объективность и справедливость каждой из них способствуют воспитанию у учащихся положительного отношения к учебному труду и формированию прочных навыков по чтению, письму, счёту, культур   речи, труду.

    Знания учащихся проверяются с помощью   устного опроса и письменных контрольных работ. Письменные контрольные работы по русскому языку и математике проводятся только после достаточной теоретической и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.

     

    Проверка и оценка  знаний, умений и навыков учащихся  по чтению.

    I Проверка и оценка навыков чтения 

    Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе оценки классного и домашнего чтения и разбора текстов учебной книги. Навыки чтения оцениваются в пределах программныхтребований для каждого класса.

    I   класс (итог)

    В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения, без выставления отметки. Основными объектами проверки и 1 классе является умение учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами.

    В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильные и плавным чтением целыми словами текстов при темпе 20-25 слов в минуту.

    Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.

    II класс (итог)

    Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного. В I полугодии читает плавно, целыми словами; темп чтения не менее 35 слов в минуту. Во 2 полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам Трудными сложными являются непонятные неизвестные слова и слова, содержащие слоговые трудности более 4 слогов; различные стечения согласных.), со скоростью не менее 50 слов в минуту,   отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;

    правильно став  ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;

    умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;

    твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

    Примечание.   Произведения, которые предусматриваются программой для обязательного заучивания наизусть во II, III и  IV классах, проверяются учителем по мере их заучивания в течение года с выставлением оценки в журнале по каждому заученному тексту. Эти оценки учитываются при выставлении годовых отметок.

    Оценка «4»славится ученику, если он: понимает содержание прочитанного;

    В I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам); темп чтения не менее 30 слов в минуту;

    Во II полугодий читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам) со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;

    правильно пересказывает  прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

    знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.

    Оценка «3»ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя;

    В I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

    Во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену,   пропуск, пере­становку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и предложениями:

    пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

    знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

    Оценка «2»ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя;

    В I полугодии читает по буквам и слогам, темп чтения не менее 20 словв минуту;

    Во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью не менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену,   пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

    не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;

    при чтении наизусть   нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

     

    III класс (итог) 

    Оценка «5»ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;

    В I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, ее скоростью не менее 60 слов в минуту;

    Во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту;

    читает текст выразительно, выделяет важные по смыслу слова и соблюдает паузы;

    пересказывает содержание прочитанного подробно и выборочно;

    самостоятельно делит небольшой текст на части и озаглавливает их, передаёт содержание прочитанного по простейшему плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков из текста;

    твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

    Оценка «4» ставится ученику, если он: правильно понимает основное содержание прочитанного;

    В I полугодии читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 55 слов в минуту;

    Во II полугодии темп чтения  не менее 65 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки; при самостоятельном делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускается 1-2 неточности, но сам устраняет их;

    знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает при этом незначительные неточности (повтор,   перестановку слов и др.).

    Оценка «3» ставится ученику, если он: смысл текста прочитанного устанавливает с помощью учителя.

    В I полугодии читает текст целыми словами, (трудные слова - по слогам), монотонно; со скоростью не менее 50 слов в минуту;

    Во II полугодии теми чтения не менее 60слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов и ударений в словах.

    не умеет самостоятельно, без наводящих вопросов учителя, последовательно передать: содержание прочитанного, делить текст на часть и озаглавить их, допущенные при пересказе рече­вые ошибки исправляет их только с помощью учителя;

    воспроизводит   наизусть стихотворение, но текст знает нетвёрдо.

    Оценка «2» ставится ученику, если он:

    В I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения до 35 слов в минуту;

     Во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения до 50 слов в минуту;

    при чтении допускает более 6 ошибок;

    искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи учителя;

    при чтении наизусть не может полностью воспроизвести  текст   стихотворения.

    IV  класс (итог) 

     

    Оценка «5» ставится, если ученик:   правильно и полностью понимает содержание прочитанного;

    читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произношения;

    В I полугодии  темп чтения не менее 80 слов в минуту; 

    Во II полугодии - не менее 90 слов в минуту;

    умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению и передать интонацию и смысл прочитанного текста и своё отношение к его содержанию;

    умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выделяет основной смысл прочитанного и формулирует его своими словами;

    самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;

    твёрдо знает  и выразительно читает  наизусть стихотворение.

    Оценка «4» ставится ученику, если он: правильно понимает основное содержание прочитанного;

    читает   целыми словами, используя основные средства выразительности;

    В I полугодии скорость чтения не менее 75 слов в минуту; 

    Во II полугодии - не менее 85 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

    самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при её формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя;

    при составлении полного, краткого и выборочного пересказа допускает незначительные неточности;

    знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.

    Оценка «3»ставится ученику, если он:   понимает  содержание  прочитанного текста с помощью учителя;

    В I полугодии читает  монотонно, целыми словами,  со скоростью  чтения   не менее. 70 слов в минуту;

    Во II полугодии   читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 80 слов в минуту, при чтении  допускает от 4 до 6 ошибок;

    передаёт краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью вопросов учителя;

    воспроизведение наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.

    Оценка «2»ставится ученику, если он: слабо понимает прочитанное;

    В I полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком) допускает большое количество ошибок на замену, пропуск, искажение слогов, слов и т.д., темп чтения до 60 слов в минуту;

    Во II полугодии не владеет чтением целыми словами,  допускает более 6 ошибок, темп чтения до 75 слов в минуту; 

    пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание  прочитанного,  допускает много речевых ошибок;

    не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя;

    при чтении наизусть не может полностью воспроизвести  текст стихотворения.

    Оценка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельночтения ученика. Объём   прочитанного на оценку должен быть не менее:

     во II классе - 1/4   страницы,

    в III классе -  1/3   страницы, 

    в IV классе - 1/2   страницы учебной книги для чтения.

    При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.

    Итоговые проверки навыка чтения  (оценка техники чтения) проводится два раза в год:/в конце  I и II полугодий.

    При оценке самостоятельного внеклассного чтениядетских книг младшими школьниками контролируется следующие знания, умения и навыки, которые определены программой для каждого года обучения: знание детских книг и умение выбрать книгу (произведение), понять содержание и воспроизвести прочитанное, опираясь на текст и иллюстрации, привлекая весь читательский опыт, знания и умения.

    В качестве обязательного условия выставления текущей оценки является проверка учителем реального еженедельного объема прочитанной литературы по теме предстоящего урока;

    класс

    I  полугодие

    11

    полугодие

    II

    1 - 5 страниц

    1-

    5 страниц

    III

    10 — 12 страниц

    20-

    25 страниц

    IV

    20-25 страниц

    30-

    35 страниц

    Четвертная    и годовая отметка по внеклассному чтению не выставляются, но они входят составной частью в общую оценку по чтению.

    I класс 

    Самостоятельная читательская деятельность первоклассников дифференцированной оценке не подлежит. В это время оценка выражается учителем в устной форме

    II класс 

    Оценка «5» ставится, если ученик регулярно читает художественные и научно-художественные книги, предусмотренные программой, может самостоятельно ориентироваться в какой-либо одной детской книге из доступного круга чтения: легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателях её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);

    за отведенное на уроке время самостоятельно находит и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё общеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;

    с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев,   воспроизвести содержание или отрывок только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались на уроках в классе:

    не затрудняясь, называть по памяти 1-2 книги(произведения) на любую из доступных тем чтения из книг, которые читались и рассматривались с учителем в классе.

    Оценка «4» ставится, если ученик   читает книги из доступного круга чтения: вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя  не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);

    за отведенное на уроке время самостоятельно находит в книге и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения всё oбщеязыковые и читательские умения, приобретённые к моменту работы с детской книгой;

    с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев,  воспроизвести содержание или отрывки только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались в классе, выразить свое отношение к прочитанному;

    называет   по памяти одну  книгу на любую из доступных тем чтения из числа книг, которые читались и рассматривались  в классе.

    Оценка «3» ставится, если ученик  обращается к книги только после напоминания учителя; самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, а в книге с усложненным оформлением вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте;

    за отведенное на уроке время рассматривает новую книгу, не всегда самостоятельно находит в ней названное учителем произведение, поэтому нуждается в ограничении задания;

    воспроизводит  содержание, перечисляет основных героев книг, которые читались и рассматривались в классе, опираясь главным образом на зрительные образы;

    называет   по памяти  книги на отдельные  темы  чтения из числа книг, которые читались и рассматривались  в классе.

    III класс 

    Оценка «5» ставится, если ученик без помощи  и наблюдения учителя читает во внеурочное время  литературное произведение по теме предстоящего урока;

    самостоятельно ориентироваться  в группе книг из доступного круга чтения: легко выбирает книгу с заданными приметами по указанной учителем теме,

    при подготовке к ответу о прочитанном использует все необходимые читательские знания, умения и навыки, которыми владеет к моменту чтения, всегда готов принять участие, в общей

    беседе, умеет выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать её, пользуясь любым освоенным видом пересказа (подробный и выборочный с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций);

    не затрудняясь,  правильно называет 1 -2 произведения писатели, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения.

    Оценка. «4» ставится, если ученик  самостоятельно ориентируется в группе книг  доступного круга чтения,   способен выбрать книгу с заданными приметами по указанной учителем теме, без помощи и наблюдения учителя читает во внеурочное время литературные произведения по теме предстоящего урока в течение недели;

    при подготовке к ответу о прочитанном опирается на читательские навыки и умения, которыми владеет к моменту чтения, участвует в коллективной работе на уроке внеклассного чтения, при воспроизведении содержания прочитанной книги   с помощью вопросов учителя  или по заранее заданному плану может допустить неточности, умеет выразить своё отношение к прочитанному; называет   1-2 произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения, но иногда допускает неточности в их названии.

    .Оценка «3» ставится, если ученик самостоятельно ориентируется в группе книг доступного круга чтения,   способен выбрать книгу на указанную учителем тему,

    во внеурочное время читает значительно меньше нормы и требует постоянного внимания учителя;

    пассивен в коллективной работе на уроке внеклассного чтения;

    может называть произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения, но допускает ошибки, называя авторов литературных произведений.

    IV класс 

    Оценка «5» ставится, если ученик во внеклассное время систематически читает художественную литературу, обращается за дополнительными сведениями к справочной литературе, на уроке умеет внятно и содержательно рассказать о литературном произведении и об авторе книги, которую читал;

    самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, не затрудняясь, находит ответы на вопросы в справочной литературе;

    систематически читает материалы в детской периодике;

    владеет умением определять и передавать содержание незнакомой книги   привлекая сведения из предисловия, введения, аннотации и послесловия;

    не затрудняется назвать ряд авторов и книг по любой теме детского чтения.

    Оценка «4» ставится, если ученик самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, но не всегда это делает;

    может пользоваться справочной литературой, но не всегда самостоятельно и успешно (может не найти ответ! в книге, где он есть);

    читает периодику нерегулярно;

    умеет пользоваться   предисловием, послесловием, аннотацией, но не всегда это делает самостоятельно.

    во внеурочное время систематически и охотно читает книги по теме предстоящего урока, на уроке умеет рассказать о литературном произведении;

    называет ряд авторов и книг по любой теме детского чтения, но может допустить ошибку в названии книги, неправильно указать автора или неточно назвать заглавие книги.

    Оценка «3» ставится, если ученик затрудняется ориентироваться в книгах с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя, но может выбрать книгу но силам на заданную тему,   находит ответ в справочной  литературе только при условии, если справочник ему дают;

    периодику не читает;

    пользуется   предисловием, послесловием, аннотацией, только по заданию учителя, иногда с помощью учителя;

    во внеурочное время читает книги по теме предстоящего урока значительно меньше нормы, на уроке  рассказывает о литературном произведении, только пользуясь помощью со стороны учителя (вопроси, план и т. п.);

    не всегда может назвать книги и произведения по той или иной теме детского чтения, вспоминает, как правило, отдельные произведения или автора,  допускает ошибки в названии книг.

    II  Проверка и оценка знаний, умений и навыков пограмматике, правописанию, развитию речи.

     

    1. Проверка и оценка устных ответов.

    Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам.  При  оценки устных ответов во внимание принимаетсяследующие критерии:

    1)   полнота и правильность ответа;

    2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

    3) последовательность изложения и культура речи.

    Полный отпет ученика, особенно  III, IV классов, должен представлять   собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложёния, части речи, склонение,  падеж, род, и др.), слова на определённые правила, умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

    Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении  слов, построении предложений и словосочетаний).

    Оценка «5» ставится, если ученик даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточности в речи.

    Оценка «4»   ставится, если ученик даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

    Оценка «3»  ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

    Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.

    Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

    2. Проверка и оценка письменных работ. 

    В 1 классе   осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте  она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой  структуры, списывание слов и небольших по объёму предложений с рукописною и печатного шрифтов.

    В конце учебного годапроводятся контрольные работы тина списывания с печатного шрифта и письмопод диктовку небольших по объёму текстов. 

    В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во II - IV классах проводится обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

    Чистописание.

    Со II класс; в связи с введением уроков по чистописанию появляется также необходимость в проведении и оценке специальных упражнений по каллиграфии. Они проводятся с целью проверки качества письма с позиций его соответствия каллиграфическим требованиям,основнымииз которых являются правильное, чёткое начертание всех буке, соблюдение одинаковой высоты букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

    Оценка «5» ставится, если письмо соответствует основным требованиям каллиграфии.

    Допускается 1-2 негрубых недочёта.

    Оценка «4» ставится, если в письме имеется одно из существенных отклонений от нормы (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами) и 1-2 негрубых недочёта.

    Оценка «3» ставится, если в письме имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, нечёткое написание отдельных букв, несоблюдение пропорций букв по высоте, ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.

    Оценка «2» ставится, если в целом письмо не соответствует многим из перечисленных выше требований. Письмо неразборчивое, имеются помарки, грязь.

     

    К числу отдельных негрубых недочётов относятся: 

    1)        частичные искажения формы букв (угловатость букв, лёгкий изгиб некоторых штрихов, петельных элементов, овалов и др.);

    2)        несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

    3)        наличие нерациональных соединений, не искажающих форм букв;

    4)        выход за линию рабочей строки (верхнюю, нижнюю), недописывание до   неё;

    5)        крупное или мелкое письмо;

    6)        отдельные случаи нарушения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

    При проверке следует словесно поощрять учащихся, которые могут соблюдать каллиграфические требования при достаточно скором письме. В случае наличия грубых недочётов, вызванных индивидуальными особенностями организма ученика, следует выставлять удовлетворительную оценку.

    В соответствии с перечисленными  выше критериями проверяются полные письменные работы, выполняемые на уроках чистописания во 2 классе, а также специальные работы проверочного характера во 2 - 4 классах, проводимые с целью проверки каллиграфии.

    Письменные упражнения, выполняемые на специальных минутках по каллиграфии на уроках русского языка в III-IV классах, как правило, не оцениваются  (они носят обучающее-тренировочный характер)

    Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.

    Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия. Года и, как правило,   проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы:

     

     

    Виды

    контрольных

    работ

    классы

    1

    2

    3

    4

    1 полу-

    годие

    2 полу-

    годие

    1 полу-

    годие 

    2полу-

    годие 

    1 полу-

    годие 

    2полу-

    годие 

    1 полу-

    годие 

    2 полу-

    годие 

    Диктанты (с грамматическим заданием)

     

     

     

     

     

     

     

     

    Списывание

    текста

     

     

     

     

     

     

     

     

    Изложение

     

     

     

     

     

     

     

     















    Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ. 

    Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты, эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный характер, быть

    доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

    Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для I класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых на-тисание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов  (I - IV классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они чётко проговариваются учителем.

    Объём диктанта и текста для списывания должны быть следующим. I класс. 

    В течение года -2—3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2 — 3 слова или предложение из 2 -3 слов. 

    В конце года - текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.

     ВоII, III, IV классах объём диктанта и текста для списывании должен быть таким

     

    Четверти

    Классы

    1-я четверть

    2-я четверть

     3-я четверть

    гверть

    4-я четверть

    II

    20-25 слов

    25-30слов

    слов

    30-35 слов

    слов

    35-45 слов

    III

    40-45 слов

    45-50 слов

    слов

    50-55 слов

    слои

    55-65 слов

    IV

    60-65 слов

    65-70 слов

    слов

    70-75 слов

    СЛОН

    75-80 слов

    На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводятся 35-40 минут во II, III, IV  классах, 25-30 минут в I классе. 

    В I классе используется только словесная оценка, а её критериями являются соответствие или несоответствие требованием программы. Работа может быть признана

    удовлетворительной, если количество недочётов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.

    При оценке диктанта во II - IV классах следует руководствоваться следующими критериями. 

    Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания форм букв, одинаковой высоты, равного расстояния между буквами др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление неточно  написанной буквы и т.п.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором  допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических)ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

    Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах:

     а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные,

    б) 4 орфографические и 2  пунктуационные,

    в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки.

    Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от  норм каллиграфии. Допускается дополнительнопо одному исправлению любого характера.

    Оценка «2» ставятся за диктант, в котором допущено от 5 - 7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

     

    Ошибкой в диктанте следует считать: 

    Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ денного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

    За ошибку в диктанте не считают: 

    а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

    б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

    в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;

    г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

    За одну ошибку в диктанте считаются: 

    а) два исправления орфографического или  фонетико-графического характера;

    б) две однотипные пунктуационные ошибки;

    в)  повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дваждынаписано в конце ы;

    г)  две негрубые ошибки.

    Негрубыми считаются следующие ошибки: 

    а) повторение одной и  той же буквы в слове (например, «каартофель»),

    5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;

    в) дважды написано одно и то же  слово в предложении.

    Текущие   и  итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям:

     

    оценки

    Допустимое количество ошибок

     

     

    во   II   классе

    в    III   классе

    в   IV  классе

    «5»

    Нет ошибок.

    Допускается 1 недочёт графического характера.

    Нет ошибок.

    Нет ошибок.

    «4»

    1-2 ошибки и 1 исправление

    1 ошибка и1исправление

    1 ошибка и 1 исправление

    «3»

    3 ошибки и 1 исправление

    2 ошибки и 1 исправление

    2 ошибки и 1 исправление

    «2»

    4 ошибки и 1 - 2 исправления

    3 ошибки и 1 - 2 исправления

    3 ошибки и 1-2 исправления

    При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

    За ошибку    в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.

    Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

    При оценке выполнения грамматического задания  рекомендуется руководствоваться следующим.

    Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений,  правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

    Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания   в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

    Оценка «2» ставится,   если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

    СЛОВАРНЫЕ  ДИКТАНТЫ  проводятся в качестве текущих проверочных работ.

    Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объём словарных диктантов

    для    II   класса   - от 8 до 10 слов, 

    для   III класса – от10 до 12 слов, 

    для    IV класса   - от 12 до 15 слов. 

    Оценки за словарный диктант во II - IV классах 

    выставляются в соответствии со следующими нормами:

    Оценка «5» ставится   за безошибочное выполнение работы.

    Оценка «4»  ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление

    Оценка «3» ставится, если допущены 2  ошибки, 1 исправление.

    Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5   ошибок.

    Во II-IV классах  проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связано излагать мысли вписьменной форме:

    Обучающие изложения и   сочинения. 

    На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней. В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим:

     

    классы

    Изложение

    Сочинение

     

     

    Четверти

    Четверти

     

     

    I 

    II 

    III 

    IV 

    I 

    II 

    III 

    IV 

    I 

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    II 

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    3 .

    III 

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    3

    2

    IV 

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    2

    В качеств    контрольных проводятся: одно изложение в конце II -III классов и два изложения в IV классе. 

    Объём текстов изложений должен быть примерно    на 15 -20 слов больше объёма текстов диктантов. 

    Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В III классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.

    Примерным объёмом сочинений в III - IV классах - от 0,5 до 1  страницы; это примерно 9-10 предложений (50 -60 слов) в III классе и   11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе. 

    При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

    Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

    Оценки за изложение и сочинение. 

    При проверке творческих работ во II -III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В IV классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оценивается двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.

    Критерии опенки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

    В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие. 

    Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.

    За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок (учитываютсядопущенные ошибки на изученные правила). Допускается 1-2 исправления. 

    Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочётов, а  также недочётов в содержании и построении текста.

    За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1  пунктуационной ошибки, 1-2 исправления.

    Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы; в главном она достоверна; но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.

    За грамотность: если допущены    3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

    Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если   в работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

    За грамотность: если допускается 6 и более орфографических и 3- 4 пунктуационныеошибки, более 3-5 исправления.

    Примечание. При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма, Критерии   соответствуют изложенным  выше (в шкале оценок за диктант).

     

     

    3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков. 

    Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учётом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени; усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ.

    Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту сё выставления, а не выводиться как средняя оценка из всех.

    Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике 

    Знания, умения и навыков учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

    Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по  математике для четырёхлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.

    При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

    1 класс

    В I классе   четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. При обучении первоклассников их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением, (дина-микой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребёнка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или  иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребёнка.

    Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число учащихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.

    Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

    Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу её выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.

    В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

    По окончании учебного года все учащиеся переводятся  во II классе. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся II классе решается  ПМПК.

    II  - IV классы 

    Во всех классах начиная со второго действует пятибалльная система опенок, и учитель руководствуется следующими нормами оценок знаний, умений и навыков учащихся.

    I. Оценка устных ответов. 

    Оценка «5» ставится ученику, если он:   при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и  умеет им самостоятельно пользоваться;

    производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления;

    умеет самостоятельно решать задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи);

    правильно выполняет задания практического характера.

    Оценка «4»ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5»,  но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.

    Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.

    Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.

    II. Письменная проверка знаний, умений, навыков. 

    Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы   Объём контрольной работы трёх первых видов должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось в I полугодии II   класса до 20 минут, во  II  полугодии до 35 минут, в I и II полугодиях III - IV классов - до 40 минут, причём за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить её.

     

    А. Письменная работа. Содержащая только примеры. 

    При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:

    Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

    Оценка «4» ставится, если  в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

    Оценка «3» ставится, если   в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.

    Оценка «2» ставится, если   в работе допущены 5 и более вычислительных ошибок.

     

    Б.   Письменная работа.   Содержащая только задачи. 

    При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи. Ставятся следующие отметки:

    Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.

    Оценка «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.

    Оценка «3» ставится, если допущена хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, по не решена 1 задача.

    Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

    В.   Письменная   комбинированная работа. 

    Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений, навыков учащихся по всемуматериалу   темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др.). Ошибки допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.

    1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 1 задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки: 

    Оценка «5»  ставится, если все задачи решены без ошибок.

    Оценка «4»  ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1 -2 вычислительные ошибки.

    Оценка «3»  ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 - 4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.

    Оценка «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущена более 5 вычислительных ошибок.

    2. Приоценке письменной комбинированной работы, состоящей из 2 задач и примеров, ставятся следующие отменен:

    Оценка «5»  ставится, если все задачи решены без ошибок.

    Оценка «4» ставится,  если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.

    Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения   одной из задач,  при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.

    Оценка «2» ставится, если допущена ошибки в ходе решения двух задач, или допущена ошибка в холе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.

    Примечание. Наличие в работе недочётов вида: неправильное списываниеданных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведёт к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».

    Г. Математический диктант.

     

    При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

    Оценка «5»  ставится, если вся  работа выполнена безошибочно.

    Оценка «4» ставится, есливыполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.

    Оценка «3»  ставится, если выполнено неверно 1/4 часть примерев от их общего числа.:

    Оценка «2»  ставится, если выполнено   неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.

    III. Итоговая оценка знаний, умений и навыков. 

    1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике во II  - IV классах оцениваются одним баллом.

    2.      Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним  придается наибольшее значение.

    При выставленииитоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика,так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставленаположительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

    Проверка и оценка знаний и умений учащихся 

     

    по трудовому обучению. 

    В I классе  отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.

    Оценки выставляются со II   класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.

    I. Выполнение изделия в целом.

    Оценка «5»  выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение

    всего урока).

    Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.

    За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

    Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

    За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда). 

    II. Отдельные технологические операции.

    Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III  класс), составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV  класс); умение продемон-стрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III - IV классы).

    Оценка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (II класс) вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV  класс).

    Оценка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность:

    От 3мм до  10 мм   во   II   классе,

    От 2 мм до 5 мм   в   III классе,

    до 5 мм  в IV   классе;

    неэкономно использовал материал (II  класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;

    при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II  класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III  класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).

    Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для I класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для II - IV классов. Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. Вплане урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников, - умения правильно и точно резать но линиям разметки, у следующих 3-4 учеников - умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда.

    Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков.

    Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке.

    Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определённые знания и умения.

    Проверка и оценка знаний и умений учащихся 

    по природоведению. 

    При устных ответах 

    Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.

    Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.

    Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

    Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

    Работа учащихся с дневниками наблюдений оценивается не реже чем один  раз в месяц. При этом учитываются полнота, самостоятельность, своевременность наблюдений, а также аккуратность.

    Оценка «5» ставится, если ученик ведёт наблюдение регулярно, аккуратно. Самостоятельно и без ошибок.

    Примечание. В дневнике наблюдений учитывают ошибки природоведческого содержания, грамматические ошибки учитываются учителем при общей оценке за грамматику.

    Оценка «4» ставится, если ученик ведёт дневник в соответствии с установленными требованиями, но допускает незначительные ошибки при заполнении дневника.

    Оценка «3» ставится, если ученик допускает незначительные ошибки при заполнении дневника, наблюдения ведутся нерегулярно и неаккуратно.

    Оценка «2» ставится, если ученик делает много ошибок при заполнении дневника, дневник ведётся неаккуратно и нерегулярно.

    Оценки за практическую работу

    ставятся с учётом понимания учащимися цели задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблю­дения, а также сделать необходимые выводы.

    Оценка «5» ставится, если ученик   правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимы действия, осмысленно и чётко описывает свои действия  и  наблюдения, правильно формулирует воды.

    Оценка «4» ставится, если ученик   правильно определяет задачу,  работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы.

    Оценка «3» ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов.

    Оценка «2» ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные  ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.

    Проверка и оценка знаний и умений учащихся по ознакомлению с окружающим миром (итог). 

    Словесная оценка знаний и умений по предмету «Ознакомление с окружающим миром» в I класса производится в соответствии с требованием программ по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.

    Во II классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

    При устных ответах Оценка «5»ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире. Раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

    Оценка «4» ставится, если ответ ученика в основном  соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, и полно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

    Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарном изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

    Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
    В этом разделе: