Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Обучение детей описыванию предметов

    Обучение детей описыванию предметов 

    Интересный подход к процессу обучения в смешанной группе намечен в книге В. Н. Аванесовой «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе». Например, при определении задач, содержания, форм и методов обучения на занятиях в малокомплектных детских садах, как считает автор, необходимо правильно сочетать общие дидактические положения с особенностями работы с детьми разного возраста. Или: воспитатель всегда должен осуществлять обучение дифференцированно. Однако автор не раскрывает и не конкретизирует суть дифференцированного обучения для  различных видов деятельности.

    Наблюдения педагогического процесса в практике, данные экспериментальных исследований последних лет, в частности проведенных в лаборатории дошкольного воспитания НИИ школ Министерства народного образования РСФСР, показали: одна из перспективных форм организации обучения в разновозрастной группе — однотемные занятия с детьми разного возраста. Планируя их, воспитатель имеет возможность больше внимания уделять правильному подбору дидактического материала и приемов обучения. Наши эксперименты показали, что сложнее всего вести однотемные занятия по обучению рассказыванию с детьми четырех — шести лет.

    Обычно в детском саду детей учат составлять такие рассказы-монологи, как описательные (игрушек, предметов, картин), пересказы на темы из личного и коллективного опыта, творческие рассказы по картинам. Обучение ведется поэтапно, т. е. в средней группе детей учат описанию и пересказу, в старшей — другим видам. Главное программное требование к детям подготовительной к школе группы — совершенствование сформированных навыков. В методике развития речи выделяют такие приемы обучения: образец, план рассказа, оценка детских высказываний и другие. Остановимся на некоторых аспектах анализа этих приемов.

    Образец рассказа, по мнению педагогов и ученых,— ведущий прием. Он облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь, в нем определено примерное содержание будущих рассказов, их объем и последовательность изложения. Общие требования к рассказу-образцу: содержательность, лаконичность, эмоциональность, выразительность; языковой материал должен служить объектом внимания, познания и освоения.

    Но в каждой возрастной группе образец рассказа имеет свои особенности: размер текста, содержание, объем информации, определенные синтаксические конструкции. В средней группе в основном используют полный образец, так как в этой возрастной группе только начинается обучение монологу. В старших группах, где важно показать не только результат речевой деятельности, но и средства его достижения, образец рассказа, как правило, можно представить в разных вариантах. Осмысленному отбору речевых форм способствует разбор рассказа — с его помощью вычленяется план. Речевой образец зависит от соответствующего подбора предметов и игрушек. А. М. Бородич по этому вопросу дает четкие рекомендации. В средней группе, по ее мнению, желательно использовать игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы дети имели возможность  уловить «состояние»  героя. I В старших подбираются более сложные игрушки, требующие определения пространственного расположения частей, а также материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус).

        Широко применяют при обучении монологу план рассказа. Это два-три основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения (мысль М. Бородич). Л. Федоренко подчеркивает: при обучении рассказыванию план (цепочка вопросов) предусматривает руководство логикой изложения. При этом план рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным т. е. цепочкой, разветвленной дополнительными вопросами. А. Зрожевская (это одно из последних исследований) выделяет в описании две основные части: в водной делается общая характеристика предмета, лица, явления, передаются впечатления; в другой описываются отдельные признаки предмета, подчеркивающие или подтверждающие его общую характеристику. Обе части, как считает исследователь, целесообразно учитывать при составлении плана описательного рассказа. Оценивать детские рассказы, как пишет А. М. Бородич, лучше всего для того, чтобы ребята могли подражать тем, кого похвалил воспитатель. Краткая, содержательная оценка должна влиять не только на одного ребенка, рассказ которого оценивается, но и на его товарищей по группе. Рассказы детей пяти-шести лет оцениваются строже, чем четырехлетних. А. М. Бородич рекомендует привлекать детей подготовительной к школе группы к разбору рассказов товарищей, так как шестилетние дети уже способны отметить полноту, выразительность изложенного материала. К слову, во всех исследованиях прослеживается одна мысль: образец, план, оценка рассказов, подбор дидактического материала определяется возрастными возможностями детей, уровнем их речевого развития. Это особенно важный момент в работе с детьми разновозрастной группы. Еще одна особенность малокомплектного детского сада: дети среднего дошкольного возраста хорошо продвигаются в речевом развитии, а в некоторых случаях даже превышают общепринятые показатели; старшие дошкольники, посещающие смешанные группы, развиваются нормально, в рамках своих возрастных возможностей. К сожалению, эта положительная тенденция обрывается в работе с детьми седьмого года жизни, особенно при обучении рассказыванию. С чем это связано? Возможно, воспитатели, работающие в смешанных группах, планируя занятия по обучению рассказыванию, за основу берут программу старшей группы, тем самым автоматически усредняются требования к рассказу, отбираются более простые приемы обучения и дидактический материал. Известно, что Л. С. Выготский ориентировал педагогов, обучающих взрослых, на «зону ближайшего развития» ребенка. Это его утверждение, как указывает А. М. Бородич, не в полной мере освоено методикой; воспитатель должен ориентироваться на завтрашний день развития ребенка, он должен знать, что сегодня выполняет ребенок с помощью взрослого, а завтра — самостоятельно. Эта мысль особенно ощутима в разновозрастной группе. Здесь педагогический процесс построен так: дети среднего дошкольного возраста, общаясь со старшими, постоянно видят то, к чему они должны стремиться; «зона ближайшего развития» для них — это задания, рассказы, требования, рассчитанные на старшую подгруппу. Отсюда и успехи в сравнении со сверстниками, посещающими так называемые чистые или младшие смешанные группы. В самом трудном положении в старших разновозрастных группах оказываются дети седьмого года жизни. Перед ними ставится одна и та же задача — обучение монологу, к решению которой они подошли вплотную уже на пятом году жизни. Поэтому вполне понятно, что на многих занятиях ребята скучают, часто отвлекаются, мешают работать и воспитателю, и своим товарищам по группе. Вот почему, продумывая пути совершенствования работы по обучению детей четырех — шести лет рассказыванию, мы предположили: одним из положительных направлений может стать четкая дифференциация дидактического материала. Эксперимент провели в двух малокомплектных детских садах, предварительно установив, что уровень речевого развития практически одинаков. В экспериментальной группе все игрушки подбирали, используя рекомендации А. Бородич. Для среднего дошкольного возраста: плюшевый медведь, пластмассовый снеговик, резиновые ежики, котенок; для старших дошкольников: пластмассовый будильник (на батарейках), фотоаппарат «Огонек», кукла-клоун, видеотелефон «Огонек», заводная машина-автокран; для подготовительной к школе группы: электрическая пластмассовая машина с резиновым водителем-собакой, набор фарфоровой чайной посуды (на подносе чайник и блюдце с чашкой), кукла Буратино, два зайца (деревянный и резиновый). Работу по подготовке к занятию начинали за два-три дня. В ходе диалога дети имели воз­можность не формально усваивать слова, а связывать их с предметами. Собственно, те вопросы, которые им задавал педагог, и стали пунктами плана будущего описательного рассказа. (Что это? Какая это игрушка? Какое впечатление производит на тебя кукла? Почему ты так думаешь?) Чем полезна такая предварительная работа? После каждого рассматривания рождается свой образец описания (полный или частич­ный) в соответствии с требованиями, которые предъявляются в разных возрастных группах. Эксперимент со всеми тремя возрастными подгруппами проводили во второй половине дня в течение 25—30 минут, на каждую подгруппу в среднем уходило около 6—10 минут. (В это время другие подгруппы играли.) В контрольной разновозрастной группе подготовка проходила соответственно рекомендациям программы для старшей одной возрастной группы. Так ли важна дифференцированная подготовка к занятию? Остановим внимание на некоторых моментах и тогда уже сделаем вывод. В старшей смешанной группе при обучении монологической речи невозможен один общий образец рассказа. Одним он очень сложен другим нa oбopoт представляется слишком легким. Эта причина в том—отрицательно сказывается на результатах обучения. Дифференцированная подготовка к занятиям дает возможность педагогу представить образец рассказа для конкретной возрастной подгруппы, предусмотреть любые ошибки, закрепить внимание на основных вопросах. Непринужденная беседа, проведенная отдельно с каждой возрастной группой, удовлетворяет потребности детей, посещающих смешанную группу, в общении друг с другом и с педагогом — все они имеют возможность и высказаться, и быть выслушанным. Вот как проходило занятие «Дом игрушек». В экспериментальной группе предварительно отобрали игрушки, разложили по трем столам. Секции для детей шестого и седьмого года жизни находились рядом, для малышей — чуть поодаль. Планировку, разумеется, продумали, так как занятие вели одновременно двое — педагог и кто-либо из старших воспитанников. Подготавливали его к этой роли так: или совместно с четырехлетними детьми он рассматривал игрушки, или накануне занятия ему показывали отобранные для малышей игрушки и объясняли, как их должны описывать младшие товарищи. Занятие проводили одновременно. Со старшими занимался педагог, а с младшими (всего трое детей) их старший товарищ. Выслушав рассказы-описания, как было предварительно оговорено, он продолжал занятие со своими подопечными в игрушечном уголке. В конце занятия вся группа осматривала постройки малышей, дети показывали друг другу купленные игрушки и фотографировались. В итоге за 25 минут опросили двенадцать детей из восемнадцати (трое среднего дошкольного возраста, четверо — старшего, пятеро — седьмого года жизни). Быстрый темп объясняется четкой организацией занятия. В контрольной группе игрушки расставили на одном общем столе. Дети по очереди и по желанию описывали их. Каждый рассказ оценивал педагог. За 25 минут он выслушал восемь детей из восемнадцати (шесть седьмого года жизни и двое — шестого); требованиям соответствовало только три описания. Частые отвлечения, несомненно, сказались на темпе, плотности занятия и особенно на качестве монолога. Вот наглядный пример. Рассказ Андрея У. (6 лет 7 мес): «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него тоже серенькие, бантик у него беленький. Ушки у него тоже серые. Головка у него тоже. Глазки у него белые и черные. Усики у него черненькие. Язычок беленький и носик беленький. А здесь капельку беленькое. Сам он сделан из дерева, из деревянного дерева. Ножки у него на резинке, стоят. Ручки тоже на резинке. А головка не на резинке, а на деревяшке. А на ручках есть дырочки. А этот зайчик резиновый. У него тоже глазки белые и черные. Ушки у него сзади беленькие, хвостик у него желтенький. У него здесь капельку желтое, и здесь ушки тоже желтенькие. У него мордочка желтенькая, ротик желтенький, носик красненький. Сам он весь желтенький. Ручки тоже у него желтенькие, капельку красненькие. Он пищит. Ножки тоже желтенькие, здесь у него железочка». Налицо многочисленные повторы, длительные паузы, простое перечисление деталей (часто второстепенных), неточная информация (материал, из которого сделана игрушка, цветное оформление) и ситуативность речи: «здесь», «там», «тут», «туда», «такой».

    Многие дети выбирали игрушки, описать которые им было или слишком сложно, или слишком просто. Ведь это так естественно! Четырехлетнего ребенка привлекает яркая игрушка, и он не задумывается над тем, сможет ли описать ее, а шести-семи-летнего мальчика захватывает одна цель: купить игрушку. Вот и выбирает он для описания несложное изделие, подобранное для малышей. И еще: ни один ребенок четырехлетнего возраста не выступил. Причина? На наш взгляд, активность старших, их требования подавляли инициативу младших, сковывали ребят. Малышей более устраивала роль слушателей.Детские рассказы мы анализировали по таким параметрам, как:

    объем, т. е. минимальное, максимальное или среднее количество слов и предложений, среднее количество слов в предложении:

    программирование, т. е. способность построить программу высказывания и ее словесную реализацию;

    речевая активность, т. е. умение самостоятельно, без подсказки и наводящих вопросов составить рассказ.

    Последующий анализ показал (мы записали 35 рассказов-описаний дошкольников) : объем прослушанных рассказов практически одинаков. Обе подгруппы занимались по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Явные расхождения — в рассказах детей четырех и шести лет. Важный положительный показатель экспериментальной группы: значительное число слов в предложении, меньший объем, более сложные конструкции, последовательность описания, точность информации, отсутствие повторов, связность текста, плавный темп речи.

    Для сравнения приведем прослушанные рассказы.

    Контрольная группа

    Средний    дошкольный    возраст

    Саша К. (4 года 5 мес). Это снеговик. Это зеленое. Это беленькое. Это черное. Это беленькое. Носик красный. Ротик красный. Это оранжевое. Это оранжевое. Это оранжевое.

    Старший   дошкольный   возраст

    Сергей Б. (5 лет 11 мес.). Это петрушка. У нее тапочки красные и рисунок у ней. На голове у ней шапочка желтая, и костюмчик у него желтый. У него внизу белое и птички нарисованы. И еще там у нее зеленое, и черное, и красное, и желтое, и синее. Глазки у нее синие с черным и белым. Она пластмассовая. Рукава у нее белые, и шейка у нее белая. На тапочках у нее рисунки, красные тоже. Волосы у нее белые. Ротик красненький. Носик тоже красный.

    Подготовительная к школе подгруппа

    Аня К- (6 лет 11 мес). У этого зайчика ушки розовые. Глазки черные с белым. Носик розовый. Хвостик розовый. И грудка розовая. А весь желтый. Сделан зайчик из резины. Он весь желтый, с полосочками. Ротик желтый, лапки желтые, и хвостик чуть-чуть желтый и розовенький. Полосочки тута у него желтые. А у этого зайчика серые ушки, серая головка. У него глазки черные с белым. Усики белые. А тут у него полосочки черные. Носик и ротик красненькие. У него ножки голубенькие, а внизу серенькие. И туфельки у зайчика красненькие, и платьице красненькое. А бантик на шейке белый. Сделан он из дерева, из деревяшки.

    Экспериментальная группа

    Средний    дошкольный    возраст.Катя В. (4 года 7 мес). Это снеговик. Сделан он из пластмассы. Тело у него оранжевое. И рукавчики оранжевые. А головка у него белая. Носик — красная морковка. Ротик тоже красный. А глазки черные. На голове зеленое ведро.

    Старший   дошкольный  возраст

    Аня Б. (5 лет 11 мес). Это клоун. Он сделан из резины. А ножки у него из пластмассы, и шейка, и тельце. А ручки и личико у него сделаны из резины. У него одна сторона разноцветная, а другая оранжевая. А сзади у него все наоборот. У него голубые глазки и черненькие зрачки, красненький носик и красненькие губки. У него брови коричневые и реснички тоже, только чуть посветлее. У него красные туфельки. ! У него воротничок оранжевый с белыми ' кружевами. На руках тоже беленькие кружева. У него колпачок разноцветный с одной стороны, а с другой — оранжевый. А волосики у него беленькие. Костюмчик у него застегивается на одну пуговицу. Он веселый, потому что улыбается. А щечки у него розовенькие. Эта игрушка мне нравится.

    Подготовительная к школе подгруппа

    Павел Г. (6 лет 11 мес). Эти игрушки — зайчики. У одного зайчика белые глазки и косые зрачки. Он весь сделан из резины. Ушки и животик у одного зайчика розоватые и хвостик розоватый, а в основном заяц весь желтый. У него бледно-бледно-красный носик, мордочка и ротик. Раскрашен только носик. А второй зайчик деревянный. Головка у него серая, ушки серые, потому что было лето. У него такая же мордочка, только у резинового не было усов, а у деревянного есть. И еще: у деревянного зайчика мордочка раскрашена. Ручки у него серые. Рубашечка у него красная, и только на шейке бантик. Ножки у него серые, туфельки красные, а штанишки синие. У него такие же глазки, как у другого зайчика, с черными зрачками.

    Несколько слов о занятиях-играх. Занятие-игру «Магазин» мы проводили в нескольких вариантах.

    Первый вариант. Тема: «Дом игрушки». Цель: учить детей составлять рассказы-описания. Главный мотив речевой деятельности — описать игрушку так, чтобы ее продали. (Занятие, подготовка, подбор дидактического материала описаны выше. Его мы проводили несколько раз в год, меняя набор игрушек.)

    Второй вариант. Тема: «Магазин елочных украшений». Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания. Главный речевой мотив: в группе следует украсить елку, вокруг которой днем будут веселиться дети, а ночью игрушки. Тот, кто опишет игрушку соответственно заданию, получает возможность повесить ее на елку. Дидактический материал; для среднего дошкольного возраста: несложные игрушки, сделанные из бумаги, пенопласта, цветной фольги; для старшего дошкольного возраста: шары, бусы, игрушки на защепках; для ребят подготовительной к школе подгруппы: сюжетные игрушки и шары с более сложной цветовой гаммой.

    Третий вариант (занятие проводили в конце года). Тема: «Универсальный магазин». Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы-описания. Главный мотив речевой деятельности детей — описать предмет так, чтобы его продали. Дидактический материал; для среднего дошкольного возраста: набор игрушек для секции «Игрушки» (по аналогии с первым вариантом занятия); для старшего дошкольного возраста: набор игрушек и предметов для секции «Посуда» («Галантерея»); для ребят подготовительной к школе подгруппы: набор предметов и вещей для секции «Школьно-письменные принадлежности».

    Подытоживая изложенный материал, отметим: один из путей совершенствования процесса обучения рассказыванию в старшей разновозрастной группе — строгое дифференцирование дидактического материала, что позволяет выполнить поставленные программные задачи. Кроме того, новая методика — предварительная подготовка к занятиям, несомненно, резко повысила детскую речевую активность, содержание изложения. С помощью бесед, так как педагог имел возможность уделять внимание каждому воспитаннику, удавалось преодолевать трудности обучения рассказыванию. Анализ данных показывает: непосредственное обучение описанию происходит именно в процессе предварительной подготовки (работа над словарем, грамматическим строем, над содержанием, последовательностью и связностью изложения). Это во-первых, во-вторых, в ходе игр-занятий, с одной стороны, дети воочию видят то, чему они научились, с другой — педагог имеет возможность оценивать результаты обучения, видеть как положительные стороны, так и недочеты.

    Т. ГРИЗИК,

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!