Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Тема: В царстве грибов

    Тема: В царстве грибов

    Цели урока: ознакомить учащихся с классификацией грибы, рассмотреть особенности каждой группы грибов; учить бережно относиться к природе.

    Оборудование: 

    1.   Компьютер.

    2.   Интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II.      Проверка домашнего задания

    -      Какую роль в природе и жизни человека играют животные?

    -      Почему многие виды диких животных становятся редкими? 

    -     Что люди делают для охраны животных?

     

    III.     Сообщение темы и целей  урока 

    -  Отгадайте загадки:

    Глубоко был спрятан он,

    Раз-два-три - и вышел вон,

     И стоит он на виду.

    Белый, я тебя найду! (Боровик) 

    Не спорю - не белый.

    Я, братцы, попроще.

    Расту я обычно

    В березовой роще. (Подберезовик) 

    Он в лесу стоял,

    Никто его не брал,

    В красивой шапке модной

    Никуда не годный.   (Мухомор) 

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

     Меня увидишь за версту,

     -Зовусь я - ...   (Подосиновик) 

    -     Назовите эти природные объекты одним словом.

    -      К какому царству живой природы они относятся?

    - Тема урока «В царстве грибов».

    III. Работа по теме 

    1. Беседа.(демонстрация разновидностей грибов на интерактивной    доске.. 

    - Назовите грибы, которые вы знаете? (дети называют грибы)

    Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

    Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые «цветы»

    Некоторые грибы могут достигать больших размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.)

    Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов со­держат витамины, белки и прочие полезные вещества.

    Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы ча­ще находим в дубовых и березовых ле­сах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплета­ет корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

    Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после выруб­ки. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

    2. Работа по учебнику.
    С. 118-119.

    -     Прочитайте текст.

    -     Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница.)

    -      На доске схема строения гриба.

    Учащиеся показывают на этой схеме все части гриба.

    -  Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

    -    Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.) 

    -     Чему способствуют грибы? (Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

    -     Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)

    3. Работа в рабочей тетради.
    С. 54 № 1.

    -     Прочитайте.

    -     Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части.
    Взаимопроверка по учебнику стр.118.

    4.Демонстрация разновидностей грибов на интерактивной доске. 

    Обратите внимание на эти грибы (называю грибы)

    Они имеют интересную форму, яркую окраску и очень интересны. Например: Решеточник красный

    Один из фантастических тропических «грибов-цветов», получивший свое название благодаря экзотическому виду и яркой окраске. Молодой решеточник представляет собой белый шар или яйцо высотой 5-10 см. Созревший шарик раскрывается звездообразно, «лепестки» отгибаются в стороны, обнажая красивый яркий сетчатый купол гриба. Внешняя сторона гриба красная, реже желтоватая. Внутренняя сторона слизистая и окрашена в оливково-зеленый цвет. Растет решеточник красный на почве, предпочитает широколиственные леса Закавказья и Крыма. Растут грибы поодиночке, но могут составить целое гнездо удивительных красных куполов на земле. Эта красота имеет одно не очень привлекательное для людей свойство, зрелый гриб издает неприятный запах, на который слетаются насекомые.

    Обратите внимание, что все эти грибы расположены на красном. Что означает красный цвет в природе?

    Эти грибы занесены в Красную книгу России.

    Грибы – богатство леса. Относитесь к ним бережно.

    IV.     Физкультминутка

    Мы листики осенние,

     На ветках мы сидим.

     Дунул ветер - полетели.

     Мы летели, мы летели

     И на землю тихо сели.

     Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

     Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    V.      Работа по теме

    1. Беседа

    Ребята, вы собирали с родителями грибы?

    Какие грибы вы собирали?

    А все и грибы можно собирать?

    Все грибы делят на две группы - съедобные и несъедобные. В нашей стране встречается около 300 видов съедобных грибов.  Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, обратите внимание на эту таблицу.  Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми.

    Чтобы собирать грибы нужно знать правила. (чтение правила вслух) стр. 121. Постарайтесь их запомнить и познакомить с этими правилами родителей.

    -    2.          Игра «Собери грибы» (дети берут гриб и делают сообщение о нем)

     

    VI.     Итог урока

    Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

    Царство грибов  как мы сегодня узнали очень интересно и разнообразно. И на память о нашей встречи дарит вам свои фотографии.

    Покажите какое у вас настроение в конце урока?

    За работу на уроке я ставлю…..

    VII.    Домашнее задание

    1.   Прочитать в учебнике статью «В царстве грибов» (с. 118-121);
    подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 122); 

    2.    Выполнить задания  №4 в рабочей тетради (с. 55).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение к уроку

    Бледная поганка

    Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядовитого двойника - бледную поганку.

    Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном, так как эти грибы очень похожи друг на друга, отличить их можно только по пластинкам у шампиньона они розовые или темно – коричневые у бледной поганки они белые и ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка.

     

     

    Сморчок конический

    Сморчки - первые весенние грибы, которые появляются, лишь только пригреет весеннее солнышко и полностью освободится от снега лиственный лес. В это время на солнечных полянах, на склонах оврагов, в зарослях ивняка можно увидеть среди серой прошло­годней листвы округлые и островерхие светло-коричневые колпач­ки грибов на довольно высоких ножках.

    Сморчки - это очень вкусные грибы, которые ценятся наравне с боровиками, поэтому не раз предпринимались попытки разведения сморчков в домашних условиях.

    Лисичка желтая

    Хорошо собирать лисички. После теплых дожей они вылезают из земли целыми семействами и никогда не прячутся от грибника, красуясь на поляне, словно отблески солнца. От всех остальных грибов лисички отличаются, прежде всего, изящной формой пло­довых тел.

    Грибники считают лисички особыми грибами. Лисички не ло­маются, поэтому их можно носить в рюкзаках, сумках, мешках и не опасаться, что домой принесешь лишь крошево и обломки. Лисич­ки по праву заслуживают уважение домашних хозяек. Они хороши ив жарком, ив супе, и в соусе. По содержанию вигамина А лисички могут сравниться с боровиками и рыжиками, а витамина В1 в них даже больше, чем в дрожжах.

    Бледная поганка

    Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядо­витого двойника - бледную поганку.

    Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном, так как эти грибы очень похожи друг на друга, отличить их можно только по пластинкам у шампиньона они розовые или темно – коричневые у бледной поганки они белые и ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка.

     

     

    особенно на первой ста­дии роста. Зрелый гриб отличить гораздо проще: его шляпка, в от­личие от шляпки шампиньона, окружена вяло обвисающей к стержню бахромой; и на всей поверхности гриба выступают боро­давчатые выпуклости.

    Белый гриб

    Белый гриб - мечта любого грибника. Это самый ценный из шляпочных грибов в пищевом отношении. Гриб обладает ярко вы­раженным приятным запахом.

    Белые грибы бывают самых разных размеров. В среднем высота ножки достигает 7-12 см, ее диаметр может быть в пределах 2-6 см.После хорошего дождика можно найти в лесу множество белых гри­бов гораздо больших размеров. Бывают грибы, которые весят от од­ного до полутора килограммов. Но и это не предел: известен слу­чай, когда белый гриб весил 6 кг!

    Решеточник красный

    Решеточник красный - один из фантастических тропических «грибов-цветов», получивший свое название благодаря экзотичес-

    кому виду и яркой окраске. Молодой решеточник представляет собой белый шар или яйцо высотой 5-10 см. Созревший шарик раскрывается звездообразно, «лепестки» отгибаются в стороны, обнажая красивый яркий сетчатый купол гриба. Внешняя сторона гриба красная, реже желтоватая. Внутренняя сторона слизистая и окрашена в оливково-зеленый цвет. Растет решеточник красный па почве, предпочитает широколиственные леса Закавказья и Крыма. Растут грибы поодиночке, но могут составить целое гнездо удивительных красных куполов на земле. Эта красота имеет одно 1 ieочень привлекательное для людей свойство, зрелый гриб издает неприятный запах, на который слетаются насекомые, перенося­щие его споры.

    (Большая энциклопедия природы. Грибы. «Мир книги». Москва, 2003)

    Словарь

    Грибница - вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.

     

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!