Тема:ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Цели:сформировать представление о сезонных изменениях в природе; продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; акцентировать внимание на признаках разного времени года; учить детей одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями.
Оборудование: загадки и рисунки о временах года; календарь.
Ход урока
Организационный момент.
( дежурный сообщает о погоде)
На улице прекрасная погода, нам улыбается солнышко. Давайте и мы с вами дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся
Сообщение темы урока.
Сегодня мы вновь отправляемся в удивительное путешествие по окружающему нас миру. А что сегодня нас ждет на уроке, вы сейчас подскажите мне сами.
Послушайте внимательно загадки
1) Сиренью
пахнет, небо ясно,
Трава
нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (весна).
2) Посмотрите.
Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в
красках.
Сколько
золотого света!
Ну конечно, это - ... (лето).
3) Серые
тучи по небу плывут.
Клин
журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами... (осень).
4)Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица- ... (зима).
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
- Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы предположили?
-Прочитайте название темы.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(Мы рассмотрим, какие изменения в природе происходят в разные времена года)
II.Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику (с. 24-25).
Рассмотрите рисунки на с. 24-25. Что объединяет эти рисунки? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.)
Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце.)
Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)
По каким признакам вы узнали время года на каждом рисунке? На каком рисунке изображена весна? Докажите. (Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, на поляне сидит маленький зайчонок.)
Что делает семья грачей? (Строит гнездо.)
По каким признакам узнали лето? (Деревья в пышном зеленом наряде, на полях зреет урожай, зайчонок превратился в бурого подросшего зайца.)
Какие приметы осени мы видим на следующем рисунке?
(Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, идет уборка урожая на поле, заяц стал серо-белым.)
По каким признакам узнали на рисунке зиму? (Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.)
- Отгадайте загадку:
Один костер весь мир согревает,
(Солнце.)
Обратите внимание на высоту солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток. Когда оно высоко в небе, когда - низко?
Количество солнечного света и тепла, поступающего на землю, неодинаково. Чем выше солнце над земной поверхностью, тем круче падают его лучи, тем лучше согревают, припекают землю; чем ниже солнце над земной поверхностью, тем меньше тепла, потому что лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.
2.Фронтальная работа по теме
Игра «Назови месяцы года».
У каждого времени года есть свои месяцы?Давайте их вспомним.
(показ слайдов)
Какое сейчас время года?
Представьте, что мы осенние листики и немножко отдохнем.
Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят.
Будто опять закружиться хотят.
3.Работа в печатной тетради (задание 17)
Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Могут ли эти дети сейчас пойти гулять на улицу? Почему? В какой одежде они должны быть, вы ответите на этот вопрос, выполнив задание 17 в тетради.
Выберите одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни. Раскрасьте эти рисунки.
Какую одежду должны одеть эти дети чтобы выйти на воздух?
2.Гимнастика для глаз
IV.Закрепление изученного материала.
Мне очень приятно, что некоторые ребята приготовили сообщения о любимых временах года.
Мы уже знаем как называются эти сообщения. (проекты)
Дети знакомят со своими проектами.
Молодцы ребята, вы подготовили интересные сообщения, спасибо.
1.Игра «Пантомима».
В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики.
Лето — плавание, игра в футбол.
Осень - сбор осенних листьев.
2. Игра «Когда это бывает?»
Деревья сбросили наряд
И обнажённые стоят.
Но что за чудо? Как цветок.
На ветке маленький... (листок).
(Листопад - осенью.)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький... (подснежник).
(Весной.)
Много снега намело.
Птичкам стало голодно.
Смастерю для них кормушку,
Дам им зёрен, дам ватрушку.
Прилетай ко мне скорей,
Забияка-воробей.
Прилетай ко мне, сестрица,
Желтогрудая...(синица).
(Зимой.)
Это - девочка Наташка
В ярко-розовой рубашке.
Над Наташкой вьётся пташка.
В поле зацвела... (ромашка).
(Летом.)
V.Итог урока.
Ребята, к сожалению, наше небольшое путешествие по временам года подходит к концу. Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось больше всего?
-Урок закончен! Спасибо вам за активную работу.