Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Тема: ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    Тема:ПРИРОДА И ЕЕ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    Цели:сформировать представление о сезонных изменениях в природе; продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; акцентировать внимание на признаках разного времени года; учить детей одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями.

    Оборудование: загадки и рисунки о временах года; календарь.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    ( дежурный сообщает о погоде)

    На улице прекрасная погода, нам улыбается солнышко. Давайте и мы с вами дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

    1. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы вновь отправляемся в удивительное путешествие по окружающему нас миру. А что сегодня нас ждет на уроке, вы сейчас подскажите мне сами.

    Послушайте внимательно загадки

    1) Сиренью пахнет, небо ясно,
    Трава нежна и зелена.

    И в сарафане ярко-красном

    Шагает по земле... (весна).

    2) Посмотрите. Что за сказка?
    Всё вокруг в цветах и в красках.
    Сколько золотого света!

    Ну конечно, это - ... (лето).

    3) Серые тучи по небу плывут.
    Клин журавлей улетает на юг.

    В небо взметнулись верхушки сосен.

    Бродит уныло за окнами... (осень).


    4)Снег танцует и кружится.

    Королева-вьюга мчится

    На санях, а с ней сама

    Раскрасавица- ... (зима).

    - Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

    - Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы предположили?

    -Прочитайте название темы.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    (Мы рассмотрим, какие изменения в природе происходят в разные времена года)

    II.Изучение нового материала.

    1.Работа по учебнику (с. 24-25).

    • Рассмотрите рисунки на с. 24-25. Что объединяет эти рисунки? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.)

    • Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце.)

    • Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)

    • По каким признакам вы узнали время года на каждом рисунке? На каком рисунке изображена весна? Докажите. (Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, на поляне сидит маленький зайчонок.)

    • Что делает семья грачей? (Строит гнездо.)

    • По каким признакам узнали лето? (Деревья в пышном зеленом наряде, на полях зреет урожай, зайчонок превратился в бурого подросшего зайца.)

    • Какие приметы осени мы видим на следующем рисунке?

    (Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, идет уборка урожая на поле, заяц стал серо-белым.)

    • По каким признакам узнали на рисунке зиму? (Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.)

    - Отгадайте загадку:

    Один костер весь мир согревает,

    (Солнце.)

    • Обратите внимание на высоту солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток. Когда оно высоко в небе, когда - низко?

    • Количество солнечного света и тепла, поступающего на землю, неодинаково. Чем выше солнце над земной поверхностью, тем круче падают его лучи, тем лучше согревают, припекают землю; чем ниже солнце над земной поверхностью, тем меньше тепла, потому что лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.

    2.Фронтальная работа по теме

    Игра «Назови месяцы года».

    У каждого времени года есть свои месяцы?Давайте их вспомним.

    (показ слайдов)

    Какое сейчас время года?

    Представьте, что мы осенние листики и немножко отдохнем.

    1. Физкультминутка

    Листья осенние тихо кружатся.

    Листья нам под ноги тихо ложатся.

    И под ногами шуршат, шелестят.

    Будто опять закружиться хотят.

    3.Работа в печатной тетради (задание 17)

    Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Могут ли эти дети сейчас пойти гулять на улицу? Почему? В какой одежде они должны быть, вы ответите на этот вопрос, выполнив задание 17 в тетради.

    Выберите одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни. Раскрасьте эти рисунки.

    Какую одежду должны одеть эти дети чтобы выйти на воздух?

    2.Гимнастика для глаз

    IV.Закрепление изученного материала.

    Мне очень приятно, что некоторые ребята приготовили сообщения о любимых временах года.

    Мы уже знаем как называются эти сообщения. (проекты)

    Дети знакомят со своими проектами.

    Молодцы ребята, вы подготовили интересные сообщения, спасибо.

    1.Игра «Пантомима».

    В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.

    Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

    Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.

    Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

    Весна - пускание корабликов, игра в классики.

    Лето — плавание, игра в футбол.

    Осень - сбор осенних листьев.


    2. Игра «Когда это бывает?»

    Деревья сбросили наряд

    И обнажённые стоят.

    Но что за чудо? Как цветок.

    На ветке маленький... (листок).

    (Листопад - осенью.)

    Появился из-под снега,

    Увидал кусочек неба.

    Самый первый, самый нежный, -

    Чистый маленький... (подснежник).

    (Весной.)

    Много снега намело.

    Птичкам стало голодно.

    Смастерю для них кормушку,

    Дам им зёрен, дам ватрушку.

    Прилетай ко мне скорей,

    Забияка-воробей.

    Прилетай ко мне, сестрица,

    Желтогрудая...(синица).

    (Зимой.)

    Это - девочка Наташка

    В ярко-розовой рубашке.

    Над Наташкой вьётся пташка.

    В поле зацвела... (ромашка).

    (Летом.)

    V.Итог урока.

    Ребята, к сожалению, наше небольшое путешествие по временам года подходит к концу. Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось больше всего?

    -Урок закончен! Спасибо вам за активную работу.




    В этом разделе: