Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы"

    Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

    Оборудование: презентация, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель: Прозвенел весёлый звонок.
    Мы начинаем наш урок.
    Любознательные в классе дети
    Обо всём хотят знать на свете.

    2. Сообщение темы и плана урока.

    Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

    Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровози окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось?(Вод-о-ём-ы.)

    По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

    Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

    Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

    Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

    (Вопросы записаны на доске, читают ученики).

    3. Проверка домашнего задания

    (Устные ответы учеников на вопросы)

    Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

    4. Изучение нового материала.

    ( слайд 1.).

    На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

    А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

    Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

    Посреди поля
    Лежит зеркало,
    Стекло голубое,
    Рама зелёная. (
    Озеро).

    Не конь, а бежит
    Не лес, а шумит. (
    Река).

    Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

    (слайд 2)

    И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

    (слайд 3)

    На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -рогоз, камыш, тростник, осока.

    (слайды 4-7)

    Очень часто путают растения рогози камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.

    На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышкуи кувшинку.

    (слайды 8-9)

    Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

    Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

    (слайд 10)

    Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочкиряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.

    Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

    (слайды 12-14)

    Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

    Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

    ( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

    5. Физкультминутка

    Утром стрекоза проснулась,
    Улыбнулась, потянулась.
    Ра з – водой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

    Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

    С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

    (слайд 15)

    Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

    (слайд 16)

    По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

    (слайд 17)

    Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

    (слайд 18)

    В прудах, озёрах и реках можно увидеть различныхлягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

    (слайд 19)

    На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

    (слайд 20)

    Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

    (слайд 21)

    Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

    (слайд 22)

    Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.

    (слайд 23)

    У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

    Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

    сосредоточение запаса воды;
    – рыбная ловля и охота;
    – источник энергии;
    – место для отдыха и занятий спортом;
    – источник эстетического наслаждения.

    (слайд 24).

    6. Закрепление

    Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

    Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30.(Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

    Является ли пресный водоём - сообществом?

    (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

    Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

    (Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).

    Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

    (Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

    Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

    (Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

    7. Итоги урока

    Выставление оценок.

    8. Домашнее задание

    Составить кроссворд “Пресный водоём”




    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!