Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Методики для изучения психологической готовности к школе.

    Методики для изучения психологической готовности к школе.

     

     Методика "Графический диктант» (разработана Д.Б.Элькониным).

     Цель: направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.

     

    Оборудовании:   тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, карандаш.

     

    Описание выполняемой методики: ребенок сидит за партой. По внешнему виду заметно, что ребенок волнуется. После объяснения инструкции приступили к рисованию тренировочного узора. Объяснения ребенок слушал внимательно, старательно вырисовывал каждый узор. Следующие узоры он выполнял смелее, активнее, старался не ошибиться.

     

    Оценка результатов: ребенок точно воспроизвел узоры и за выполнение диктанта получил – «4» балла.

    За самостоятельное продолжение узора – «4» балла.

    Вывод:

    Таким образом, за выполнение диктанта ребенок получает 8 баллов, что говорит о том , что ребенок умеет внимательно слушать, действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью, точно действовать инструкции взрослого.

     

    Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

     Субтест№1, Вербальное мышление.

    Цель: определить уровень развития мышления ребенка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения

    Описание проводимого теста.

     

    Ребенок ведет себя спокойно, внимательно слушает задаваемые вопросы. Дает полные правильные ответы.

    Обработка полученных данных:

    Количественный анализ: подсчитывается сумма баллов  полученных при ответах на вопросы.

    Ребенок набрал 25 баллов, что говорит о высоком уровне готовности к школе.

     

    Вывод: ребенок умеет обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи, владеет мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, умеет рассуждать на предложенные темы, обосновывать свои ответы и т.д.

     

     

    Субтест № 2.  Рисунок мужской фигуры.

    Ребенку предлагается чистый лист бумаги, карандаш. Дается инструкция; "Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь, но обязательно мужчину". Рассматриваются только рисунки мужской фигуры.

     

    Во время работы ребенок улыбался, покусывал карандаш.

     

    Вывод:

    Нарисованная фигура иметь голову, туловище и  конечности. Голова с туловищем соединены посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Это соответствует – 1 баллу.

     

    Субтест № 3. Подражание письменным буквам. 

    Перед ребенком - образец написанной фразы.Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте напиши также".

    Вывод:

    Удовлетворительное подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Буквы хорошо соединены в три слова Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более, чем на 30° . Это соответствует – 1 баллу.

     

     

    Субтест № 4. Срисовывание группы точек.

    Перед ребенком образец группы точек. Посмотри, здесь точечки. Попробуй, нарисуй рядом  такие же

    . Обработка результатов:

    Рисунок параллелен образцу. Это соответствует – 1 баллу. 

     

    Общий результат теста.

    Это сумма баллов по всем трем заданиям и она равна 3 балла – высокий результат.

    Вывод: ребенок имеет представление о строении фигуры человека. Владеет навыками работы с письменными принадлежностями.

    Может воспроизводить написание букв по образцу. У ребенка развиты мышцы кисти руки.

    У ребенка имеется пространственное мышление.

    Это говорит о том, что ребенок готов к обучению в школе.

     

     

    Изучение мотивационной готовности. Беседа с ребенком.

    Цель: определить особенности отношения ребенка 6-7 лег к школе и учению.

     

    Вопрос экспериментатора.

    Ответ ребенка, его поведение.

    Анализ полученных данных.

    1. Хочешь ли ты идти в школу?

    Да, хочу.(радостное, улыбчивое )

    У ребенка положительное отношение к школе.

    2.Почему ты хотел идти в школу?

    Там интересно, весело.

    У ребенка положительные ассоциации в отношении к школе, желание идти в школу.

    3.Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

    Готовлюсь. Делаю зарядку, рисую,  учу буквы. (ответил гордо, подняв голову)

    Ребенок осознает действия относящиеся к подготовке к школе.

    4. Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится больше всего?

    Понравится. Компьютер, новые друзья.

    Ребенок выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательной для него.

     

    Вывод: ребенок проявляет интерес к школе. Школу он воспринимает как продолжение детского сада.. Ребенок имеет представления о видах деятельности ожидающих его в начальной школе. Он имеет свои интересы связанные со школьной жизнью, привлекательные для него.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Методики для изучения познавательных процессов дошкольника.

    Методика "Заучивание десяти слов".

    Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.

    Материал: ряд из десяти односложных и двусложных слов, не связанных по смыслу.

    Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

    Инструкция: " Сейчас я прочту 10 слов, слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? ".

    После первого воспроизведения следует продолжение инструкции: "Сейчас я снова прочту тe же самые слова, и ты опять должен повторить их и те, которые ты уже называл, и . которые в первый раз пропустил; все вместе, в любом порядке".

    Ход_ исследования: после пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, а в конце исследования, то есть примерно спустя         50    60 минут снова. Спрашивает у испытуемого эти слова. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

     

     

    лес

    хлеб

    окно

    стул

    вода

    брат

    конь

    гриб

    игла

    мед

    Проба 1

    +

    +

    +

     

    +

    +

     

    +

     

     

    Проба 2

    +

    +

    +

    +

    +

    +

     

    +

     

     

    Проба 3

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

     

    +

    Проба 4

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Проба 5

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Отсроченное

    воспроизв.

    +

     

     

     

    +

    +

     

    +

    +

    +

     

    Вывод: на протяжении всего исследования наблюдалась высокая активность внимания. Преобладает кратковременная память. Через час ребенок воспроизводит более 50% слов. Что характеризует способность сохранять в памяти изучаемый материал продолжительное время. У ребенка низкая утомляемость памяти.

     

     

     

    Методика "Исследование непроизвольной зрительной памяти

    Цель: определение объема непроизвольной зрительной памяти.

    Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор).

    Инструкция: "Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них".

     

    Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 4 слова это является показателем объема непроизвольного зрительного запоминания.

    Методика "Исследование произвольной зрительной памяти".

    Цель: определение объема произвольной зрительной памяти.

    Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, цветок, машина).

    Инструкция: "Я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано".

    Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 8 это является показателем объема произвольного зрительного запоминания.

    У ребенка преобладает произвольная зрительная память.

     

     

     

     

    Методика "Классификация ".

    Цель: изучение процесса классификации.

    Оборудование: предметные картинки для составления классификационных групп (игрушки, посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты и т.п.).

    Инструкция: "Разложи по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой".

     

    Группа 1 Игрушки. (я в них играю)

    Группа 2 Обувь. (одевают на ноги)

    Группа 3 Одежда (одевают на тело)

    Группа 4 Часы (есть стрелки)

    Группа 5 Фрукты (растут на дереве)

     

    Ребенок легко разложил предметные картинки по группам, опираясь на существенные признаки. Ребенку было легко выделить такие классификационные группы: игрушки, обувь, одежда.

     

    Методика «Четвертый лишний»

    Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, выделение лишнего)

    Оборудование: 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.

    1  карта: помидор, огурец, морковь, яблоко.

    2  карга: лиса, медведь, волк, собака.

    3  карта: пальто, платье, юбка, сапоги.

    4  карта: машина, автобус, троллейбус, лошадь.

    5  карта: портфель, пенал, ручка, кукла.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на карточку. На каждой из них один изображенный предметявляется лишним. Какой это предмет? Почему? Как назвать все предметы одним словом? К какой группе относится лишний предмет?

     

    Ребенок  с этим заданием справился легко, дал правильные ответы. Это говорит о том, что ребенок может логически мыслить, делать анализ предметов, определять, сравнивать и выделять основные группы предметов. Умеет мотивировать свой ответ, какие признаки предмета являются ведущими при определении лишнего.

     

     

    Восприятие формы предметов у детей дошкольного возраста.

    Цель: Выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам (для детей 6 лет).

    Проведение исследования:

    ребенок получил тетрадь. Дается инструкция: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выберите картинки, которые больше всего похожи на эту картинку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страниц) и на следующей странице тоже отметь крестики, которые уже похожи на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить картинки на всех четырех страницах».

     

    Протокол №

    Тема: Выявление уровня развития восприятия

    Задачи: Индивидуальные особенности овладения действиями

    отнесения свойств предмета к заданным эталонам.

    Коломыцев Дмитрий    -6лет.

    Сахзаводской детски сад. Старшая группа..

    Дата проведения эксперимента   14 сентября 2006 года.

     

    Обработка полученных данных:

    У ребенка преобладает адекватная ориентировка. При анализе предмета ребенок ориентируются на соотношение общего контура изображения и отдельных деталей рисунка. Благодаря чему ребенок сопоставляет предложенные изображения с эталоном.

     

    Корректурная проба.

    Цель: определить уровень устойчивости внимания в условиях длительной и однообразной работы с преобладающей ориентировкой на скорость или точность выполнения.

    Подготовка к эксперименту: Подготовить бланк с геометрическими фигурами, состоящий из 18 строк по 12 фигур в каждой, секундомер.

    Проведение эксперимента: испытуемому с учетом возраста предлагают втечение 5-10 мин. вычеркивать заданные экспериментатором фигуры.

    Обработка полученных данных:  За минуту ребенок  просмотрел 25 знаков. , ошибки отсутствовали. К выполняемой работе ребенок приступил с интересом. На 5 мин. Стал глубоко вздыхать. 

    Числовая обработка результатов .

    Q=S х S/(ml +m2), где

    Q - показатель устойчивости;

    S - число просмотренных строк;

    ml - число ошибок в виде пропусков символа;

    гп2 - число ошибочно вычеркнутых символов.

    18   18 / (0 + 1)=324 показатель устойчивости.

     

    Ребенок показал высокий уровень устойчивости внимания.

    Методика О.М. Дьяченко

    Особенности продуктивного воображения в дошкольном возрасте.

    Цель: выявить особенности продуктивного воображения в дошкольном возрасте.

     

    Проведение исследования: ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

    Обработка данных: изображая отдельные объекты, ребенок включает их в какой либо воображаемый сюжет – 3 тип оригинальности.

     

    Методики для изучения некоторых сторон личности дошкольника.

    Самооценка ребенка дошкольного возраста.

    Цель: определить уровень самооценки ребенка дошкольного возраста.

     

    Проведение эксперимента: экспериментатор рисует лесенку из трех ступенек: «На этой лесенке стоят все дети: на самой верхней ступеньке стоят хорошие дети, на средней - и не хорошие, и не плохие, а на нижней - плохие дети. На какую ступеньку ты себя поставишь? А мама? Папа? Воспитатель?»

    Вывод:  У ребенка завышена самооценка. Он себя оценивает выше чем его оценивают окружающие.

    «Методика ценностных ориентации» Р. Заззо.

    Цель: определить особенности ценностных ориентации ребенка-дошкольника. Проведение исследования:

    Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов:

    1. Каким животным ты хотел бы стать? Почему? Волком. Он ест зверей, его все боятся.

    2. Каким животным ты не хотел бы стать? Почему? Поросенком. Он грязнуля.

    3. Хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему? Нет. Они вредные, плачут.

    4. 'Сколько тебе сейчас лет? 6 лет.

    5. Хотел бы ты стать маленьким? Почему? Нет. Они плачут, непослушные.

    6. Хотел бы ты стать взрослым? Почему? Да. Чтобы зарабатывать деньги.

    7. Хотел бы ты оставаться таким же? Почему? Нет. Я не слушаюсь, меня ругают.

     

    Вывод:  ребенок хочет быть сильным, чтобы его боялись. Любит чистоту.

    Знает свой возраст. Хочет быть взрослым, самостоятельным.

     

     

    Эмоциональная направленность родителей и воспитателя на ребенка

    Цель; Овладение студентами методом проективного вербального теста и умением интерпретации полученного материал

    Задание: Провести индивидуальную беседу с ребенком по ситуациям, разработанным В.К. Котырло.

     

    Вывод: ребенок представляет, что взрослые ожидают от него хорошего поведения. Что родители в общем им довольны. Ребенок оценивает, какова будет реакция воспитателя и родителей на его поступки. Ребенок имеет представление какие из его поступков заслуживают одобрения, а какие порицания.

     

    В этом разделе: