Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Чертежи болтовых и шпилечных соединений».

    04.02.12г.                            Ливенская ср. школа                           класс 9

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Сборочные чертежи».

    Тема урока: «Чертежи болтовых и шпилечных соединений».

    Цели урока:

    Образовательная - познакомить учащихся с изображением болтовых и шпилечных соединений на чертежах.

    Развивающая - развивать память, умения и навыки при выполнении изображений от руки.

    Воспитательная - воспитывать культуру труда; сосредоточенность и внимание при выполнении работы.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, рассказ, элементы проблемного изложения, показ, выполнение упражнения, репродуктивные, наглядные, демонстративные. 

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; технология – назначение деталей; математика – построение геометрических тел и фигур, вычисление размеров.

    Оборудование: плакат «Болтовое соединение», модель «Болтовое соединение», изображения на доске, карточка - слово «спецификация».

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Отметка отсутствующих.

    1.3.Настрой на работу.

    2. Повторение пройденного материала.

    2.1.Формулировка темы прошлого урока.

    На прошлом уроке и дома вы изучали параграф: «Изображение и обозначение резьбы», а теперь ответьте на мои вопросы.

    2.2. Фронтальная беседа.

    Вопрос 1. Как подразделяется резьба? и как на чертежах обозначаются эти резьбы?

    Ответ 1. Резьбу подразделяют на правую и левую. В случае левой резьбы после ее обозначения добавляют надпись LH, напри­мер М24 х 2LH, а правая не обозначают.

    Вопрос 2. Для чего применяют резьбу?

    Ответ 2. Резьба применяется для соединения деталей, а также для передачи движения.

    Вопрос 3. Как изображают резьбу на стержне?

    Ответ 3. По наружному диаметру ее изображают сплошными толстыми линиями как на виде спереди, так и на виде слева, а по внут­реннему — сплошной тонкой линией. При этом на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу, приблизительно равную 3/4 окружности. Эта дуга может быть разомкнута в любом месте, но не на центровых линиях. Также фаску при этом не показывают.

    Вопрос 4. Объясните, как выполняется штриховка на разрезе?

    Ответ 4. Штриховку на разрезе всегда доводят до сплошной толстой линии.

    Вопрос 5. Как изображают резьбу в отверстии?

    Ответ 5. Резьба, показанная как невидимая, изображается штри­ховыми линиями и по наружному и по внутреннему диаметру. Резьбу в отверстии на разрезе показы­вают сплошными тонкими линиями по наружному и сплошны­ми толстыми - по внутреннему диаметрам. 

    Пока вы отвечали на вопросы, ребята у доски успели подготовиться. Послушаем их, почему они изобразили резьбу так.

    2.4. Анализ усвоения.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили материал прошлого урока. Выставляю оценки с учетом устного ответа.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и урока.

    Сегодня мы познакомимся с обозначением болтовых соединений на чертежах. Тема сегодняшнего урока «Чертежи болтовых и шпилечных соединений», но разберем мы сегодня только два пункта из этого параграфа.            Запишите тему в тетрадь.

    3.2.Общие сведения о крепежных деталях на чертеже.

    Среди разъемных соединений наибольшее распространение по­лучили резьбовые. К ним относятся болтовое, шпилечное и винто­вое соединения, показанные на рис. 209. Детали этих соединений - болты, винты, шпильки, гайки и шайбы - имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Пользуясь этими обозначениями, можно отыскать размеры кре­пежных деталей в соответствующих таблицах стандартов. Как это делать, было показано на примере выполнения чертежа болта на прошлом уроке, а также это вы выполняли дома.

    С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах болтовое, шпилечное и винтовое соединения вычерчивают по относительным размерам. Это значит, что величину отдельных элементов определяют в зависимости от наружного диаметра d резьбы. В результате ускоряется работа по выполнению чертежа.

    Вопрос: Размеры крепежных деталей на сборочных чертежах не на­носят. Но как же в таком случае определить, какой болт или шпилька входит в соединение?                 Дети высказывают предположения, что эти данные даются в справочной литературе.

    Необходимые данные записывают в спецификации. С ней мы будем знакомиться позже. А сейчас рассмотрим изображе­ния основных резьбовых соединений.

    3.3. Изображение болтовых соединений.

    Это соединение показано на рисунке 216 и у меня в руках такая же модель. В деталях, которые нужно соединить (дет.1 и дет.2), просверливают отверстия немного большего диаметра, чем диаметр болта.             Все показываю на модели. 

    Чертежи крепежных соединений рекомендуется вычерчивать упрощенно (рис. 217 г). Это заключается в следующем. Фаски на шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а также на стержне не изображают. Допускается не показывать зазор между стержнем болта и отверстием в соединяемых деталях.

    Чтобы чертеж, представ­ленный на рисунке 217 г, легче было понять, покажем поэтапно образование болтового соединения. Сначала изображен болт и над ним две соединяе­мые детали (рис. 217 а). Затем болт показан в отверстиях этих деталей, а над ним шайба (рис. 217 б).На рисунке 217 в шайба надета на болт, а над ним показана гайка.    Законченный чертеж болтового соединения приведен на рисунке 217 г.

    Обратите внимание, что соединяемые детали (1 и 2) за­штрихованы в разные стороны. Болты в сборочном чертеже показывают нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль их оси. Гайки и шайбы изображают также нерассеченными.

    В спецификации для болтов указывают диаметр и тип резьбы длину стержня и номер стандарта. Запись Болт М12 х 1,25 х 6 означает: болт с метрической резьбой ǿ 12 мм, шаг 1,25 мм (мелкий), длина стержня 60 мм.             Пишу на доске. 

    Для гайки указывают диаметр и тип резьбы. Запись Гайка М16 означает: гайка с метрической резьбой, имеющая диаметр 16 мм, шаг резьбы крупный. Для шайб указывают диаметр болта. Запись Шайба 12 означает: шайба для болта диа­метром 12 мм.               Пишу на доске. 

    3.4. Графическая работа.

    Мы будем вычерчивать элемент болтового соединения по относительным размерам. Их определяют в зависимости от наружного диаметра резьбы по соотношениям, приведен­ным на рисунке 217. Рассмотрим пример определения относительных размеров для болтового соединения с резьбой М20 (d = 20 мм):

    диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника  D = 2d (2 х 20 = 40 мм);

    высота головки болта h = 0,7 d (0,7 х 20 = 14 мм);

    для нарезной части Lо2d + 6 (2 х 20 + 6 = 46 мм);

    высота гайки H = 0,8 d (0,8 х 20 = 16 мм);

    диаметр отверстия под болт d = 1,1 d (1,1 х 20 = 22 мм);

    диаметр шайбы Dш =2,2 d (2,2 x 20 = 44 мм);

    высота шайбы S = 0,15 d (0,15 х 20 = 3 мм).

    По этим размерам можно вычерчивать болтовое соединение.

    Все записано на доске до урока.

    Отступаем от записей 5 см вниз и слева 1,5 см, и проводим горизонтальную осьсиметрию. Нам известно, что L = 8 см, h = 13 мм, общая длина = 93 мм, d = 2 см, тогда от крайней левой тчк мы вверх и вниз ведем отрезки по 2 см, вправо от концов этих отрезков откладываем 13 мм вправо – это h и соединяем их между собой вертикальной прямой. По осьсиметрии откладываем d = 10 мм и от головки проводим // ей отрезки по 8 см, и концы соединяем между собой. У нас получилась общая форма болта.

    Вычерчиваем головку на главном виде и виде слева. Вначале необходимо выполнить грани головки, они совпадают с d стержня, прорисовываем их до крайней левой линии. Получилась головка болта на главном виде, теперь с помощью линий связи прорисовываем изображение головки на виде слева, её D = 40 мм, S = 30 мм, а d = 2 см - она шестигранная. Вот так получается форма головки на виде слева.

    На стержне имеется резьба L0 = 46 мм мы вычерчиваем ее, но не забывайте, внутренний d проводим тонкими линиями.

    Болтом стягиваются 2 детали их ширина = 80 мм, длина 1 детали = 21 мм, а 2 = 32 ммвычерчиваем их. Так же присутствует шайба ее S = 3 мм, а Dш = 44 ммвот так она будет выглядеть на виде слева и переносим ее размеры на вид справа и вот у нас получился вид слева. Теперь вычерчиваем гайку ее H = 16 мм, а D = 40 мм, проводим грани также совпадают с диаметром резьбы. И показываем диаметр отверстия под болт d = 22 мм.



     

    Теперь удаляем лишние линии. Штрихуем детали под углом 45о в разные стороны, как у меня на доске.  Обводим видимый кон­тур. Наносим размеры.

    Целевые выходы:

    Ø     Контроль за правильностью выполнения и за верным размещением изображения.

    Ø     Проведение воспитательной работы.

    Ø     Оказание помощи учащимся.

    Ø     Контроль за порядком и дисциплиной в классе.

    5. Заключительная часть.

    5.1. Подведение итогов урока.

    Сегодня на уроке мы познакомились с «Чертежами болтовых соединений» и выполнили упрощенное изображение болтового соединения в татрадях.

    5.2. Сообщение отметок учащимся полученных за урок.

    5.3. Домашнее задание.

    стр. 166 – 170. Выполните эскиз болтового соединения на формате А4, руководствуясь примером на рисунке 217 г. Диаметр резьбы d = 10 мм. Толщина каждой из соединяемых деталей = 15 мм. Длина L стержня болта 45 мм.

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!