Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Изображение и обозначение резьбы».

                               Ливенская ср. общеобр. школа                           класс 9

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Сборочные чертежи».

    Тема урока: «Изображение и обозначение резьбы».

    Цели урока:

    Образовательная познакомить учащихся с изображением и обозначением резьбы на стержне и в отверстии.

    Развивающая развивать память, умения и навыки при выполнении изображений от руки.

    Воспитательная - воспитывать культуру труда; сосредоточенность и внимание при выполнении работы.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, рассказ, элементы проблемного изложения, показ, выполнение упражнения, репродуктивные, наглядные, демонстративные. 

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; математика – построение геометрических тел и фигур, вычисление размеров; технология – назначение деталей.

    Оборудование: учебная таблица «Изображение и обозначение резьбы», деталь «Болт», изображения на доске.

    Тип урока: комбинированный. 

     

    Ход урока.

     

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Знакомство.

    1.3. Отметка отсутствующих.

    1. 4. Настрой на работу.

     

    2. Повторение пройденного материала.

    2.1.Формулировка темы прошлого урока.

    На прошлом уроке и дома вы изучали пункты: «Изображением резьбы на стержне и в отверстии», а теперь ответе на мои вопросы, и пока мы будем беседовать с вами, двое учащихся изобразят резьбу на рисунках, которые я нарисовал на доске.

    2.2. Фронтальная беседа.

    Вопрос 1. Для чего применяют резьбу?

    Ответ 1. Резьба применяется для соединения деталей, а также для передачи движения.

    Вопрос 2. Как изображают резьбу на стержне?

    Ответ 2. По наружному диаметру ее изображают сплошными толстыми линиями как на виде спереди, так и на виде слева, а по внут­реннему — сплошной тонкой линией. При этом на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу, приблизительно равную 3/4 окружности. Эта дуга может быть разомкнута в любом месте, но не на центровых линиях. Также фаску при этом не показывают.

    Вопрос 3. Как изображают резьбу в отверстии?

    Ответ 3. Резьба, показанная как невидимая, изображается штри­ховыми линиями и по наружному и по внутреннему диаметру. Резьбу в отверстии на разрезе показы­вают сплошными тонкими линиями по наружному и сплошны­ми толстыми - по внутреннему диаметрам.

    Вопрос 4. Объясните, как выполняется штриховка на разрезе?

    Ответ 4. Штриховку на разрезе всегда доводят до сплошной толстой линии.


    2.3.Упражнения на доске.



    Пока вы отвечали на вопросы, ребята у доски успели подготовиться. Послушаем их, почему они изобразили резьбу так.

    2.4. Анализ усвоения.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили материал прошлого урока. Выставляю оценки с учетом устного ответа и работа на доске.

     

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и урока.

    Сегодня мы продолжим знакомиться с «Изображение и обозначение резьбы». Тема сегодняшнего урока остаётся таже, просто вы ставите цифру 2 и записываете «Обозначение резьбы на чертежах».                          Запишите в тетрадь.

    3.2. Обозначение резьбы. 

    По условному изображению нельзя определи, какая резьба должна быть нарезана на де тали. Как же это установить?  Предположения учащихся по плакату «Изображение и обозначение резьбы».

    Тип резьбы и основные размеры — наружный диаметр d и шаг Р (см. рис. 210, а и на плакате) -  указывают на чертежах надписью. Эту надпись называют обозначением резьбы. Например (пишу на доске), над­пись М42 х 1,5 обозначает: резьба метрическая, наружный диаметр 42 мм, шаг 1,5 мм (мелкий шаг в обозначении приво­дят, а крупный нет).

    Резьбу подразделяют на правую и левую. В случае левой резьбы после ее обозначения добавляют надпись LH, напри­мер М24 х 2LH. Пишу на доске. 

    Запомните, что выносные линии при обозначении резьбы нужно проводить от наружного, т. е. большего, диаметра.  Показываю на плакате.

    На каком из приведенных чертежей (рис. 214, а, б, в) правильно проведены выносные линии для обозначения резьбы?

    Правильный ответ содержится на рисунке 214, б. Потому что выносные линии проведены от наружного, т. е. большего, диаметра.

    3.3.Как работать со справочным материалом. 

    Основные данные о стандартизованных деталях приведены в стандартах и справочниках. Как ими пользоваться?    Предположения учащихся по вопросу.

    Пусть, например, требуется выполнить чертеж болта с шес­тигранной головкой нормальной точности по ГОСТ 7798 - 74. Наглядное изображение такого болта приведено на рисунке 215. Длина стержня болта (до головки) 60 мм.

    Остальные данные мы можем найти по оглавлению справочника по машиностроительному черчению раздел «Болты», отыскиваем в нем ГОСТ 7798 - 74 «Болты с шестигранной головкой нормальной точности»и видим, что таб­лица 3 содержит выписки из этого стандарта. В ней даны чис­ловые значения соответствующих размеров. В верхней графе таблицы выбирают диаметр резьбы на стержне. Например, d = 10 мм. В вертикальной графе под «d10» указаны (в мм) числовые значения размеров других элементов болта. Эти раз­меры наносят на чертеж вместо буквенных обозначений: 

    шаг резьбы Р = 1,5 мм;

    размер под ключ 5=17 мм;

    диаметр описанной окружности D = 18,7 мм;

    высота головки h =7 мм.

    Таблица 3 Основные размеры болтов с шестигранной головкой (в мм)

     

    Диаметр резьбы, d

    8

    10

    12

    16

    20

    30

    42

    Шаг резьбы, Р (крупный)

    1,25

    1,5

    1,75

    2

    2,5

    3,5

    4,5

    Размер под ключ, S

    13

    17

    19

    24

    30

    46

    65

    Диаметр описанной ок­ружности, D

    14,2

    18,7

    20,9

    26,5

    33,3

    50,9

    72,1

    Высота головки, h

    5,5

    7

    8

    10

    13

    19

    26

     

    Длину / стержня болта выбирают в пределах от 14 до 200 мм в зависимости от толщины соединяемых деталей. В нашем случае она равна 60 мм. Длину /0 - часть болта с резьбой и высоту фаски на стержне берут из таблицы стандартов (которые здесь не приведены). Для резьбы М10 эта длина равна 26 мм, а высота фаски - 1,6 мм. По этим размерам, это необходимо вычертить болт.

    3.4. Выполнение упражнения.

    Посмотрите на рисунок 215, дана изображение этого болта, вам необходимо начертить его в тетради, а я буду выполнять на доске.

    Отступаем от записей 4 см вниз и слева 2 см, и проводим горизонтальную осьсиметрию. Нам известно, что L = 60, h = 7, общая длина = 67, D = 18,7, d = 10, тогда от крайней левой тчк мы вверх и вниз ведем отрезки по 1 см, вправо от концов этих отрезков откладываем 1 смвправо – это h и соединяем их между собой вертикальной прямой. По осьсиметрии откладываем d = 10 от головки и проводим // ей отрезки по 6 см, и концы соединяем между собой. У нас получилась общая форма болта.

    Вычерчиваем головку на главном виде и виде слева. Вначале необходимо выполнить фаску D1= 0,95S = 17 мм. грани головки совпадают с d стержня, прорисовываем их не доводя 1,5 мм до крайней левой линии - это фаска и соединяем их между собой дугами. Получилась головка болта на главном виде, теперь с помощью линий связи прорисовываем изображение головки на виде слева, её D = 18,7 мм, S = 17, а D1= 17 мм, она шестигранная. Вот так получается форма головки на виде слева.

    На стержне имеется резьба /0 = 26 мм, а высота фаски = 1,5 мм. по этим размерам мы вычерчиваем резьбу не забывайте, внутренний d проводим тонкими линиями и не забывайте пересекать линию фаски. Теперь удаляем лишние линии. Обводим видимый кон­тур. Наносим размеры.

    Целевые выходы:

    1.               Контроль за правильностью выполнения и за верным размещением изображения.

    2.               Проведение воспитательной работы.

    3.               Оказание помощи учащимся.

    4.               Контроль за порядком и дисциплиной.

     


     

    4. Заключительная часть.

    4.1. Подведение итогов урока.

    Сегодня на уроке мы познакомились с «Обозначением резьбы на чертежах» и выполнили построение болта с шестигранной головкой.

    4.2. Сообщение отметок учащимся полученных за урок.

    4.3. Домашнее задание.

    § 31.   Пользуясь таблицей 3 и рисунком 215, выполните эскиз болта с шестигранной головкой и нанесите размеры: диаметр d резьбы 20 мм, длина / стержня болта 100 мм, длина /0наре­занной части 46 мм, высота с фаски 2,5 мм.

    В этом разделе: