Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности»

    Ливенская ср. общеобр. школа                               класс 8

    Учитель Автономов А.И.

                                                                                                                    

    Тема программы: «Аксонометрические проекции. Технический рисунок».

    Тема урока: «Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности»

    Цели урока:

    Образовательная - познакомить учащихся с построение аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности.

    Развивающая - развивать умения и навыки при выполнении аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности.

    Воспитательная - воспитывать культуру труда; прививать качество аккуратности; сосредоточенность и внимание при выполнении работы.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, рассказ,   показ, выполнение упражнения, репродуктивные, наглядные, демонстративные. 

    Межпредметные связи: русский язык - написание и произношение слов; математика -построение геометрических тел и фигур.

    Оборудование: плакат «Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности», карточка-слово «аксонометрия».

    Тип урока: комбинированный. 

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Отметка отсутствующих.

    1.3.Настрой на работу.

    2. Повторение пройденного материала.

    2.1.Формулировка темы прошлого урока.

    На прошлом уроке вы изучали: «Построение аксонометрических проекций», а именно «Аксонометрические проекции плоскогранных предметов», давайте вспомним.

    2.2. Фронтальная беседа.

    Вопрос 1. Как располагаются оси фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекций?

    Ответ 1. Оси фронтальной диметрической проекции располагаются так: ось х - горизонтально, ось z - вертикально, ось у - под углом 45о к горизонтальной линии. Оси  прямоугольной изометрической проекции х и у располагаются под углом 30о к горизонтальной линии.

    Вопрос 2. Как в полной форме называют аксонометрические проекции?

    Ответ 2. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

    Вопрос 3. С чего начинается построение проекций?

    Ответ3. Построение аксонометрических проекций начинается с проведения осей х, у и z.

    Вопрос 4. Какие размеры откладывают при выполнении чертежа вдоль аксонометрических осей в изометрической и фронтальной диметрической проекциях?

    Ответ 4. Во фронтальной диметрической проекции по осям х и z откладывают натуральные размеры, по оси у - сокращённые в 2 раза. В изометрической проекции по осям х, у и z ,и параллельно им, откладывают натуральные размеры.

    Вопрос 5. Как переводится слово «аксонометрия», «диметрия» и «изометрия»?

    Ответ 5. В переводе с греческого они означают измерение по осям, двойное измерение и равные измерения.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы продолжим знакомиться с аксонометрическими проекциями. Тема сегодняшнего урока «Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности».                    Запишите в тетрадь.

    3.2.Фронтальные диметрические  проекции  окружностей.  Разбор построения по книге. 

    Если на аксонометрическом изображении некоторые элемен­ты, например окружности (рис. 64), хотят сохранить неиска­женными, то применяют фронтальную диметрическую проек­цию. Построение фронтальной диметрической проекции дета­ли с цилиндрическим отверстием, два вида которой даны на рисунке 64 а, выполняют так:

    1.  Пользуясь осями х, у, z строят тонкими линиями очертания внешней формы детали (рис. 64 б).

    2.  Находят центр отверстия на передней грани. Через него параллельно оси у проводят ось отверстия и откладывают на ней половину толщины детали. Получают центр отверстия, расположенный на задней грани.

    3.  Из полученных точек как из центров проводят окружнос­ти, диаметр которых равен диаметру отверстия (рис. 64 в).

    4.  Удаляют лишние линии и обводят видимый контур де­тали (рис. 64 г).

    3.3. Выполнение упражнения на доске (рис. 66). Изометрические  проекции окружностей.

    Изометриче­ской проекцией окружности (рис. 65) является кривая, которая называется эллипсом. Эллипсы строить трудно. В практике черчения вместо них часто строят овалы. Овал - замкнутая кривая; очерченная дугами окружностей. Овал удобно строить, вписывая и ромб, который является изометрической проекцией квадрата.

                Выполняю упражнение вместе с детьми, они в тетрадях, я на доске.

    Построение овала, вписанного в ромб, выполняют в такой последовательности:

    1. Вначале строим ромб со стороной, равной диаметру изобра­жаемой окружности 50 мм. Ставим тчк О отступив от верха (записей) 40 мм и слева – 70 мм –  длиной 90 мм. От тчк О откладываем вверх и вниз по 25 мм – тчк А, В. Дальше через тчк О проводим изометрические оси х и у (5кл на 3 кл) – тчк d и c. На них от точки О откладываем отрезки, равные радиусу изображаемой окружности 25 мм. И через точки c u d проводим прямые, параллельные осям; получают ромб и тчк a, b. Большая ось овала располагается на большой диагонали ромба.

    2. После этого вписываем в ромб овал. Для этого из вершин тупых углов (точек  А иВ) описывают дуги а, b и с, d. Их радиус R ра­нен расстоянию от вершины тупого угла (точек А и В) до то­чек с, d или а, b соответственно =45 мм.

    3. Нахождение центров малых дуг. Через точки В иа, В и d проводим прямые. В пересечении прямых Ва и Вd с большей диагональю ромба                                                                                           ставим точки С и D. Эти точки будут центрами малых дуг. Их R1 равен Са (или Db) = 15 мм.Дугами этого радиуса плавно соединяем большие дуги овала.                    Делаю все вместе с детьми. 

    Мы рассмотрели построение овала, лежащего в плоскости, перпендикулярной оси z (овал 3 на рисунке 65). Овалы, находящиеся в плоскостях, перпендикулярных оси у (овал 2, рис. 65) и оси х (овал 3, рис. 65), строят также. Только для овала 2 построение ведут на осях х и z (рис. 67, а), а для овала 3- на осях у и z (рис. 67, б). Рассмотрим, как применяются изученные постро­ения на практике.                

    3.4. Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности – по книге.        Если остаётся много времени, то показываю на доске.

    На рисунке 68 а дана изометрическая проекция планки. Надо изобразить ци­линдрическое отверстие, просверленное перпендикулярно пе­редней грани. Построение выполняют так:

    1. Находим центр отверстия на передней грани. Определяем направление изометрических осей для построения ромба (см. рис. 65). Из найденного центра проводим оси (рис. 68 а)и от­кладываем на них отрезки, равные радиусу окружности.

    2. Строим ромб. Проводим его большую диагональ (рис. 68, б).

    3. Описываем большие дуги. Находим центры для малых дуг (рис. 68, в).

    4. Проводим из найденных центров малые дуги.

    Такой же овал строят на задней грани, но обводят лишь ви­димую его часть (рис. 68 г).

    4. Закрепление пройденного материала.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Я объяснил вам новую тему: «Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности», посмотрим, на сколько вы её усвоили.

    Вопрос 1. Стороны ромбов на рис. 65 = 30 мм. Чему равны диаметры окружностей, проекции которых представлены овалами, вписанными в эти ромбы?

    Ответ 1. Диаметры окружностей овалов, вписанными в эти ромбы  = 30 мм.

    Вопрос 2. Расскажите последовательность построения (способ построения) аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности? 

    Ответ 2. Находим центр отверстия на передней грани. Определяем направление изометрических осей для построения ромба. Из найденного центра проводим оси и откладываем на них отрезки, равные радиусу окружности. Строим ромб. Проводим его большую диагональ. Описываем большие дуги. Находим центры для малых дуг. Проводим из найденных центров малые дуги.

    Вопрос 3. Расскажите последовательность построения фронтальной диметрической проекции дета­ли с цилиндрическим отверстием.

    Ответ 3. Пользуясь осями х, у, z строим тонкими линиями очертания внешней формы детали. Находим центр отверстия на передней грани. Через него параллельно оси у проводим ось отверстия и откладываем на ней половину толщины детали. Получаем центр отверстия, расположенный на задней грани. Из полученных точек как из центров проводим окружнос­ти, диаметр которых равен диаметру отверстия. Удаляем лишние линии и обводим видимый контур де­тали.

    5. Заключительная часть.

    5.1. Подведение итогов урока.

    Сегодня на уроке мы познакомились с построением аксонометрических проекций плоскогранных предметов и выполнили построение плоскогранного предмета в двух проекциях: фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической.

    5.2. Сообщение отметок учащимся полученных за урок.

    5.3. Домашнее задание.

    § 8  выполнить рис. 65 на формате А 4 с длиной стороны куба L  = 100 мм.

    В этом разделе: