Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Устройство полов из естественного и искусственного камня. Ремонт покрытий полов».

                         Ливенская ср. общеобр. школа                   класс 9

    Учитель Автономов А.И.

     

    Тема программы: «Устройство полов».

    Тема урока: «Устройство полов из естественного и искусственного камня. Ремонт покрытий полов».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление об устройстве полов из естественного и искусственного камня.

    Воспитательная- воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

    Развивающая- продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,   показ, самостоятельная работа под контролем учителя. 

    Объекты труда: Щит - доска объявлений.

    Межпредметные связи: русский язык - написание и произношение слов; математика - геометрические тела и фигуры.

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Повторение пройденного материала.

    2.1. Формулировка темы предыдущего урока.

    На прошлом уроке вы изучали тему «Устройство полов из материалов на основе древесины». Сейчас посмотрим, на сколько вы ее запомнили.

    2.2. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. К обработке покрытия пола приступают по истечении, какого срока?

    Ответ 1. К обработке лицевой поверх­ности покрытия пола приступают по истечении трех суток.

    Вопрос 2. Что делают для обеспечения проветривания пространства между полом и основанием?

    Вопрос 2. Для обеспечения проветривания пространства между полом и основанием в противоположных углах каждой комнаты и возле приборов отопления в полы врезают вентиляционные решетки.

    Вопрос 3. Какая работа проводится после завершения работ по настилке досок?

    Ответ 3. После завершения работ по настилке досок полы строгают, шпаклюют, олифят и окрашивают красками или эмалями для пола.

    Вопрос 4. Что делают со стыками между досками пола?

    Ответ 4. Стыки между досками пола (плитами) шпаклюют, затем шлифуют наждачной бумагой и покрывают краской для пола.

    Теперь несколько учащихся расскажут то, что они запомнили, прочитав параграф. Учащиеся рассказывают то, что они знают, по мере того как я их вызываю.     Работа с журналом. Выставление отметок.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете, изученный материал, выставлю оценки:

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы познакомимся с устройство полов из естественного и искусственного камня. Тема сегодняшнего урока «Устройство полов из естественного и искусственного камня. Ремонт покрытий полов».      Запишите тему в тетрадь.

    Практически продолжим выполнять щит - доска объявлений.

    3.2. Устройство полов из естественного и искусственного камня.

    Как уже упоминалось ранее, при строительстве индивиду­ального жилого дома для покрытия полов первого этажа, двора и т. п. могут использоваться отходы, получаемые при производстве облицовочных плит из естественного камня - покрытия типа «брекчия». При устройстве таких полов при­меняют обычные или цветные цементно-песчаные растворы, а также мозаичную смесь со щебеночным заполнителем. Последовательность: прежде всего, очи­щают бетонное или цементно-песчаное основание от мусора и пыли, затем осуществляют предварительную раскладку плит насухо, что дает возможность получить равномерные швы и красивый рисунок пола. Так же, как и при облицовке керамическими плитками, устанавливают маяки в углах по­мещения, возле стен и посередине на расстоянии около 2 м друг от друга. Маяки делают из раствора, высота их равна общей толщине плиты и слоя раствора (20-30 мм), на который укладываются плиты

    Перед началом устройства покрытия плиты и основание смачивают водой. На смоченную поверхность полосами дли­ной 1-1,5 м укладывают слой раствора толщиной 20-30 мми шириной на несколько сантиметров больше ширины ряда укладываемых плит. Для удобства разравнивания раствора и получения одинаковой толщины можно воспользоваться маячными рейками из древесины толщиной 20-30 мм. Плиты укладывают по шнуру в направлении «на себя». Чтобы ли­цевая поверхность плит подходила под шнур, их осаживают молотком через деревянную прокладку, которая должна захватывать не менее двух плит. Правильность укладки не­обходимо проверять двухметровой рейкой, укладывая ее на поверхность плит во всех направлениях. Швы между плитами заполняют раствором через сутки после укладки. Чтобы покрытие пола было прочным, его следует увлажнять в течение 7-10 суток по 2-3 раза в день.

    Если полы устраивают по грунту, то, прежде всего, срезают растительный слой, разравнивают поверхность грунта, рас­сыпают щебень или гравий и втрамбовывают   его в грунт. Затем готовят бетонную смесь, состоящую из одной части по объему цемента, трех частей песка и пяти - щебня или гравия (1 : 3 : 5), которую укладывают слоем 7-8 см, раз­равнивая и уплотняя трамбовкой. Через 3-4 дня бетон­ную поверхность покрывают жидким цементно-песчаным раствором состава 1: 2 или 1: 3 слоем 2-3 см. Укладывают и разравнивают раствор по маячным рейкам с помощью пра­вила. Для предотвращения растрескивания поверхности пола и для увеличения прочности покрытия его следует в течение трех-четырех дней увлажнять.

    Полы из бетонных или бетонно-мозаичных плит, изготов­ленных в заводских условиях или своими силами (размер плит 400 X 400 X 35 или 300 X 300 X 30 мм), также устраи­вают на прослойке цементного раствора толщиной 10-15 мм. Укладку плит осуществляют по маякам как для устройства покрытий типа «брек­чия» из плит естественного камня.

    3.3. Ремонт покрытий полов.

    Основными дефектами линолеумных полов являются взду­тия, волнистости, отслаивание кромок. При отставании линолеума от основания и наличии вздутий необходимо про­колоть шилом вздувшиеся места и выпустить воздух. Если линолеум был приклеен резинобитумной мастикой, отстав­шие места можно пригладить горячим утюгом через про­слойку из ткани. На протертых местах можно поставить заплату. Для этого из такого же линолеума вырезают кусок прямоугольной формы, накладывают на ремонтируемое место, а затем с помощью линейки и ножа делают прирезку. Уложенный кусок осторожно перегибают до середины и на основание зубчатым шпателем наносят мастику. Затем при­жимают линолеум к основанию, разглаживают и пригружают. Таким же образом приклеивают вторую половину заплатки.

    Покрытия из поливинилхлоридных плиток ремонтируют так же, как и линолеум. Разница только в том, что в этом случае необходимо полностью удалять плитку,  вышедшую из строя. При отслаивании отдельных плит их надо снять, очистить от старой мастики. Если она влажная, ее нужно хорошо просушить. Плитки приклеивают на место с помощью эмульсии, мастики ДФИ-7П и других.

    К основным дефектам паркетного пола, возникающим в процессе его длительной эксплуатации, относится выпадение отдельных клепок или целых участков пола, образование щелей между клепками и истирание паркета в местах наиболее интенсивного движения. Для замены отдельных клепок или целых участков пар­кетного пола необходимо, вынуть старые клепки и очистить основание пола от бумаги, пыли, мастики. Если основание дощатое, отдельные клепки можно прибить непо­средственно к доскам гвоздями. Шляпки погружаются в древесину, оставив на клепке незначительную выемку, которая может быть зашпатлевана.

    Значительные участки поврежденного пола на деревянном основании восстанавливают с помощью крепления клепок в нижнюю кромку гвоздями. Завершающую клепку можно посадить на  клею. Клепки можно также наклеить на деревянное основание пола столярным, казеиновым и другими клеями. После высыхания необходимо сделать циклевку пола. Если основание пола цементно-песчаное, клепки чаще всего приклеивают на битумной мастике, нагретой до горячего состояния. Щели, образовавшиеся между клепками, можно заделать замазками. После завершения ремонтных работ паркетный пол нати­рают мастикой или покрывают слоем  облицовочного лака.

    Прежде, чем покрывать пол лаком, паркет нужно тщательно очистить от старой мастики, так как она препятствует впи­тыванию и твердению лака.  После шлифовки и тщательной очистки пол грунтуют теп­лым светлым нитролаком. По истечении получаса на него можно наносить первый слой лака. Пол лакируют кистью трижды с перерывами в 16 часов. Значительно устойчивую к изнашиванию поверхность образуют смоляные лаки. Они дают бесцветную и очень твердую пленку. Перед применением их нужно разбавлять раствори­телем или разбавителем. Покрывают пол лаком 2-3 раза с 25-часовым перерывом. Уход за полом, покрытым лаком, заключается в протирании его тряпкой, смоченной в растворе мыльной воды. Мытье паркета другой водой не допускается. Под влиянием сырости паркет разбухает и немного поднимает гвозди, которыми он крепится, и после высыхания начинает скрипеть. Поэтому при удалении старой мастики следует, меньше пользоваться водой.

    3.4. Ремонт дощатых полов.

    Дощатые полы чаще всего в процессе эксплуатации рас­сыхаются, что приводит к образованию щелей. Поэтому ремонт дощатых полов сводится к сплачиванию и замене отдельных покоробившихся или прогнивших досок. Последовательность ремонта дощатых полов: прежде всего, снимаются плинтусы, затем с помощью топора при­поднимается каждая доска и осаживается на место. Высту­пившие гвозди вынимаются клещами. Освободившиеся от гвоздей 3-4 доски сплачиваются при помощи клиньев, после чего каждая доска прибивается несколькими гвоздями к лагам. Шляпки гвоздей необходимо утопить в доску на глубину 2-3 мм. После окончания ремонта пола устанавливают плинтусы. Завершающим этапом ремонта дощатых полов является окраска. Старую отслоившуюся краску соскабливают шпателем, а из щелей между досками удаляют старую замазку, песок, мусор и огрунтовывают олифой. Мелкие щели замазывают обыкновенной шпаклевочной смесью, причем в сухих помещениях применяют клеевую шпатлевку, а в сырых – поломасляную.

    В жилых помещениях целесообразно применять клеевую шпатлевку, так как ошпатлеванный ею пол легче поддается шлифовке. В помещениях с влажным режимом эксплуатации: в кухне, санузле, желательно применять полумас­ляную шпатлевку. Шпатлевку наносят на пол широким шпателем. При первом шпаклевании заполняют и разравнивают щели между досками. После высыхания первого слоя шпатлевки и шлифования более крупных неровностей пол покрывают сплошным тон­ким слоем шпатлевки. При сплошном шпатлевании шпатель движется под неболь­шим углом к доскам то в одном, то в другом направлении, причем общее направление работы - вдоль досок. Движение шпателя при шпатлевании образует так называемую «елочку». Более крупные неровности заглаживают после полного вы­сыхания шпатлевки и пол ошпатлевывают вторично.

    Для шлифовки неровностей желательно пользоваться кусками мягкого кирпича или изразца. Последнюю шлифовку прово­дят шкуркой, намотанной вокруг деревяшки. Пыль, обра­зовавшуюся при шлифовке, необходимо до окраски пола тщательно подмести сухой кистью или щеткой. После шлифовки и очистки от пыли пол грунтуют теплой олифой. После окончательного высыхания грунтовки (через 2-3 дня) можно приступить к окраске пола. Обычно для покрытия пола применяют масляные краски, выпускаемые   в  готовом   виде   специально  для   полов.

    Начинают окраску с плинтусов. Во избежание попадания краски на стену   необходимо применять небольшую кисть. При окраске плинтусов масло может просочиться в обои. Поэтому полосу обоев, соприкасающуюся с плинтусом, ре­комендуется на ширину 1см предварительно смочить мыльной водой. Полы окрашивают обычно два раза кистью диаметром 4-5 см или валиком. При первом покрытии краска может быть несколько гуще, а при втором - жиже. Второй слой краски можно наносить только после окончательного вы­сыхания первого, в противном случае краска может вообще не высохнуть.

    Ремонт полов с покрытием из плит естественного или ис­кусственного камня заключается, как правило, в восстанов­лении отставших плит от основания. Для этого такую плиту вынимают, углубляя при помощи зубила и молотка про­слойку из цементно-песчаного раствора до основания таким образом, чтобы плита без помех свободно становилась на место. После этого очищают место установки плиты от пыли, сма­чивают его и плиту водой и на цементно-песчаный раствор состава 1:3с помощью трамбовки или молотка через дере­вянную прокладку укладывают плиту. Затем удаляют лишний раствор и заполняют пустые швы. Отремонтированный участок следует увлажнить.

    4. Закрепление пройденного материала.

    Я объяснил вам новую тему: «Устройство полов из естественного и искусственного камня. Ремонт покрытий полов», посмотрим, на сколько вы её усвоили.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Что необходимо сделать при отставании линолеума от основания и наличии вздутий?

    Ответ 1. При отставании линолеума от основания и наличии вздутий необходимо про­колоть шилом вздувшиеся места и выпустить воздух и пригладить горячим утюгом через про­слойку из ткани.

    Вопрос 2. Что делают после завершения ремонтных работ паркетного пола?

    Ответ 2. После завершения ремонтных работ паркетный пол нати­рают мастикой или покрывают слоем  облицовочного лака.

    Вопрос 3. Как, чем и с каким перерывом лакируют пол?

    Ответ 3. Пол лакируют кистью трижды с перерывами в 16 часов или долго сохнущие - 2-3 раза с 25-часовым перерывом.

    Вопрос 4. В чем заключается уход за полом, покрытым лаком?

    Ответ 4.Уход за полом, покрытым лаком, заключается в протирании его тряпкой, смоченной в растворе мыльной воды. Мытье паркета другой водой не допускается.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций  по пилению.

    5.3. Техника безопасности при работе.

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу  наиболее успевающим ученикам.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.                  Стр. 255 – 259.

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

    В этом разделе: