Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Устройство и назначение токарно-винторезного станка».

                  Ливенская ср. общеобр. школа                        класс 7

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».

    Тема урока: «Устройство и назначение токарно-винторезного станка».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление о устройстве и назначение токарно-винторезного станка.

    Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

    Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении             технологических операций.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,  показ, самостоятельная работа под контролем учителя. 

    Объекты труда: Декоративная ложка.

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры.

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

     

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Знакомство.

    1.3. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Повторение пройденного материала.

    На прошлом уроке вы изучали тему: «Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках» давайте вспомним, что же это.

    2.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Что такое графическая документация?

    Ответ 1. Это чертежи, эскизы, технические рисунки какой-либо детали.

    Вопрос 2. Для какой цели используют секущую плоскость?

    Ответ 2. Её применяют, чтобы определить внутреннюю форму рассекаемой детали.

    Вопрос 3. Чем отличается сечение и разрез?

    Ответ 3. На сечении показывают только то, что непосредственно находится в секущей плоскости. Разрез – изображение рассеченной детали с показом того, что находится в секущей плоскости и что размещается за ней.

    Вопрос 4. Что называют телами вращения?

    Ответ 4. Это детали, изготовленные на токарных и фрезерных станках и имеющих цилиндрическую, коническую или сферическую форму.

    Вопрос 5. Что такое профиль резьбы?

    Ответ 5. Если мысленно рассечь резьбу секущей плоскостью через ось вращения детали, то мы увидим профиль резьбы.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы познакомимся с устройство и назначение токарно-винторезного станка.

    Тема сегодняшнего урока: «Устройство и назначение токарно-винторезного станка».                                                                                                              Запишите тему в тетрадь. Практически продолжим выполнять декоративную ложку.

    3.2. Общее устройство токарно-винторезного станка.

    В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для обработки тел вращения, нарезания резьбы и сверления осевых отверстий. В токарно-винторезном станке, как в любой другой технологической машине, есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган и система управления.

    В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ремённая, зубчатая, реечная. Детали передач, которые передают движение, называются ведущими (шкив D2 и зубчатое колесо z1). Детали, которые воспринимают это движение, называются ведомыми (шкив D1 и шестерня z2). Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение u. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой  u = D1 / D2.

    Основанием станка является станина, установленная на двух тумбах. В левой тумбе находится электродвигатель. На станине крепятся передняя бабка, задняя бабка и суппорт. В передней бабке размещена коробка скоростей, которая осуществляет изменение частоты вращения ведомого вала. На шпинделе крепится приспособление для крепления заготовки. Коробка подач – это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта.  Суппорт предназначен для закрепления и перемещения режущего инструмента или заготовки. Суппорт содержит трое салазок и резцедержатель.

    Продольные салазки (каретка) прикреплены к фартуку суппорта и двигаются по направляющим станины механически или вручную с помощью рукоятки. Поперечные салазки перемещаются вручную рукояткой. Верхние салазки закреплены на поворотной плите и могут поворачиваться на < 40o. Перемещаются верхние салазки вручную рукояткой. Для отчёта перемещений предусмотрены спец. устройства–лимбы.  Задняя бабка служит для поддержания конца длинных заготовок при помощи центра, а так же для закрепления и подачи сверл и зенкеров. Она может перемещаться по направляющим станины и закрепляться неподвижно рукояткой. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, которую можно перемещать маховиком и фиксировать рукояткой.  

    3.3. Общие сведения о технологии точения на токарно-винторезном станке.

    Точение деталей осуществляется за счёт срезания резцом стружки с вращающейся заготовки. Вращательное движение заготовки называют главным. Главное движение обеспечивается за счет передачи движения по цепочке: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель с патроном и заготовкой. Поступательное движение резца, которое обеспечивает непрерывность снятия слоя металла, называют движением подачи. Движение подачи обеспечивается цепочкой: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук суппорта – суппорт с резцом.

    3.3. Дополнительно.

    На предприятиях применяются более сложные токарно-винторезные станки. На таких станках закрепление заготовок, резцов, перемещение задней бабки выполняется механическим путем. В массовом производстве, где необходимо изготавливать большое количество одинаковых изделий, применяют токарно-винторезные станки-автоматы, которые без участия человека по заданной программе выполняют подачу и закрепление заготовок, смену и закрепление инструмента, токарную обработку на необходимых режимах и тд..

    Токарные работы на предприятии выполняют токари. Токарь – одна из наиболее распространенных рабочих профессий по обработке металла. Эта профессия подразделяется на несколько специальностей: токарь, токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь-расточник и тд.. Токарь должен знать устройство станков, основы черчения, назначение и правила применения различных инструментов и приспособлений, уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами, разбираться в свойствах металлов и сплавов и тд..

    4. Закрепление пройденного материала.

    Я объяснил вам всю тему: «Устройство и назначение токарно-винторезного станка» и посмотрим, на сколько вы его усвоили.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Назовите основные виды механических передач применяемых в станке?                                                                                                                                                          

    Ответ 1. В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ремённая, зубчатая, реечная.

    Вопрос 2. За счёт чего осуществляется точение деталей?

    Ответ 2. Точение деталей осуществляется за счёт срезания резцом стружки с вращающейся заготовки.

    Вопрос 3. Для чего предназначены токарно-винторезные станки?

    Ответ 3. Токарно-винторезные станки предназначены для обработки тел вращения, нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.

    Вопрос 4. Перечислите основные части токарно-винторезного станка?

    Ответ 4. В токарно-винторезном станке есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган и система управления.

    Вопрос 5. Что такое передаточное отношение u?

    Ответ 5. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой  u = D1 / D2.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций изготовлению.

    5.3. Техника безопасности при обработки изделия.

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу  наиболее успевающим ученикам.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.

    § 18, повторить § 16, 17 .

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места
    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    &quot;Память сердца&quot;

    &quot;Память сердца&quot; 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!