Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Тонколистовой металл и проволока. Верстак слесарный».

    Ливенская ср. общеобр. школа                            класс 5

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Технологией обработки металлов. Элементами машиноведения».

    Тема урока: «Тонколистовой металл и проволока. Верстак слесарный».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление о технологии обработки металлов, тонколистового металла и проволоки и с верстаком слесарным.

    Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

    Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,  показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

    Объекты труда: Ящик на шипах.

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры (разметка).

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

     

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Знакомство.

    1.3. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Изложение нового материала.

    2.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы начнём знакомиться с «Технологией обработки металлов. Элементами машиноведения», а именно с  «Тонколистовым металлом и проволокой. Верстаком слесарным». Запишите тему в тетрадь.

    Практически начнём выполнять савок из тонколистового металла.

    2.2. Общие сведения о тонколистовом металле и проволоке, и сплавах металлов.

    Металлы широко используются в народном хозяйстве, вообще играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта и тд.. Они обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины: электропроводностью, намагничеваемостью, тепловым расширением, температурой плавления. Механические свойства металлов, такие, как прочность и твердость, значительно выше, чем у древесины, а также обладают пластичностью – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

    Обычно в промышленности используются металлы не в чистом виде, а – сплавов. Самые распространённые и важные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа и углерода), дюралюминий (алюминий с медью, магнием и тд.), бронза (медь со свинцом, оловом и тд.), латунь (медь с цинком). Заготовки из них производят на предприятиях в виде листов, прутков, проволоки, уголков и тд., что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

    Листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станках, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.  Листовую сталь делят на толстолистовую <2 мм. и тонколистовую > 2 мм.. Также тонколистовая делится на: кровельную сталь (толщина 0.5 – 0.8) и жесть (толщина 0.2 – 0.5). Кровельная сталь бывает черной либо ее покрывают слоем цинка – оцинкованная сталь.

    Жесть бывает черная и белая. Белая – это листовая сталь, покрытая с двух сторон слоем олова. Она имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность. Из листового металла изготавливают корпуса машин и приборов, посуду, консервные банки и тд. Очень тонкий листовой металл называют фольгой. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая – для упаковки шоколада, конфет, чая и тд.

    На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики. Они должны хорошо знать свойства металлов при различных температурах, разбираться в устройстве оборудования для прокатки. Изготовление изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать свойства металлов и сплавов, устройство различных станков и приспособлений для обработки и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

    2.3. Общие сведения о проволоке.

    Кроме листового материала, в промышленности широко применяется проволока, которая отличается большой длинной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используются для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки делают гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и тд.. Проволоку толщиной более 5 мм. получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиваем катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики, которые должны хорошо разбираться в поведении металлов и сплавов при волочении, знать устройство волочильного оборудования и приспособлений.

    2.4. Общие сведения о верстаке слесарном.

    Для того чтобы построить модель самолета, автомобиля, корабля или сделать полезное в быту изделие, вы должны научится ручной обработки металлов. Такая обработка называется слесарной. Больше 400 лет назад основной продукций металлообрабатывающей промышленности были замки (по-немецки «шлосс») для дверей, ворот, сундуков и тд.. работник такой мастерской назывался «шлоссер»; от этого слова и произошло  русское слово «слесарь» - специалист по ручной обработке металла.

    Быстро и качественно изготовить  что-либо из металла можно, только научившись правильно пользоваться слесарным оборудованием и инструментом. Слесарный верстак является основной частью рабочего места для  ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают разных конструкций, но все они имеют основание и крышку, на которой закреплены слесарные тиски и др. приспособления.

    Чтобы вам было удобно работать, высота верстака должна соответствовать вашему росту. Если локоть руки, согнутой под углом 90о, касается верхней части тисков, то высота верстака подобрана, верно, рис. 54. Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. При вращении рукоятки по часовой стрелке подвижная губка будет приближаться к неподвижной губке, сжимая заготовку, помещенную между ними. (Всё показываю на тисках и верстаке).

    3. Закрепление пройденного материала.

    Я объяснил вам новую тему: «Тонколистовой металл и проволока. Верстак слесарный», посмотрим, на сколько вы её усвоили.

    3.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Назовите основные свойства металлов и сплавов?

    Ответ 1. Они обладают физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины: электропроводностью, намагничеваемостью, тепловым расширением, температурой плавления. Механические свойства, такие, как прочность и твердость, а также пластичность – способность изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

    Вопрос 2. Где применяется фольга?

    Ответ 2. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая – для упаковки шоколада, конфет, чая и тд.

    Вопрос 3. Назовите профессии рабочих, изготавливающих тонколистовой металл и проволоку?

    Ответ 3. Волочильные станы обслуживают волочильщики, прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики, изготовление изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики.

    Вопрос 4. Чем отличается черная жесть от белой?

    Ответ 4. Белая – это листовая сталь, покрытая с двух сторон слоем олова, она имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность, а черная не имеет покрытия из олова.

    Вопрос 5. Назовите основные части слесарного верстака?

    Ответ 5. Основание и крышка, на которой закреплены слесарные тиски, защитный экран и др. приспособления.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций  по сгибу тонколистового металла.

    5.3. Техника безопасности при обработки изделия.

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку работы.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.           

                      § 18-19.

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    &quot;Память сердца&quot;

    &quot;Память сердца&quot; 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!