Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Технология точения древесины на токарном станке».

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения».

    Тема урока: «Технология точения древесины на токарном станке».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление о точении                                    древесины на токарном станке.

    Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

    Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,   показ, самостоятельная работа под контролем учителя. 

    Объекты труда: Декоративная ложка.

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры.

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Знакомство.

    1.3. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Повторение пройденного материала.

    2.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Назовите основные части токарного станка?

    Ответ 1. Основания, электродвигатель, станина, кнопочная станция, передняя   бабка, шпиндель, подручник, задняя бабка.

    Вопрос 2. Каково назначение передней бабки и задней бабки токарного станка?

    Ответ 2. Передняя бабка передаёт вращательное движение заготовке, а задней бабкой осуществляется поджатие заготовки вращением маховика.

     Вопрос 3. Какое движение в станке называется главным, а какое – вспомогательным?

     Ответ 3. Вращательное движение заготовки при точении называют главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным движением, т.е. движением подачи.

     Вопрос 4. Для чего служат патрон и станина токарного станка?

      Ответ 4. Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом. Станина предназначена для крепления на ней основных частей станка и его опоры.

     Вопрос 5. Перечислите правила безопасности при работе на станке?

    Ответ 5. – Не включать станок без разрешения учителя.

                   - Не включать станок без ограждённой ремённой передаче.

                   - Не опираться на части токарного станка.

                   - Не класть инструменты и другие предметы на станок.

                   - Обо всех не исправностях станке немедленно сообщать учителю.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы продолжим знакомиться с технологическими операциями, выполняемыми на токарном станке.

    Тема сегодняшнего урока « Технология точения древесины на токарном станке».

    Запишите тему в тетрадь.

    Практически продолжим выполнять декоративную ложку.

    3.2. Сущность процесса резания и подготовка к точению.

     Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.

    Подготовка заготовки для точения на токарном станке может включать в себя отрезку её по длине с учетом припусков на торцах, осмотр её внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки; придание заготовке формы, близкое к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращенья на торцах проводят диагонали  и на их пересечении шилом накалывают отверстие. За тем рубанком сострагивают рёбра, придавая заготовки форму восьмигранника. После этого заготовку крепят на станке.

    3.3. Инструменты и приспособления для точения.

    Для точения древеси­ны применяют различ­ные стамески и другие режущие инст­рументы.

    Желобчатые полу­круглые стамески выпук­лые и вогну­тые  применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончатель­ной обработки поверх­ностей, а также для под­резания торцов и выта­чивания конусов.

    Режущая часть токарных резцов, называемая лезвием,имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.

    Передней поверхностью лезвия называют ту поверхность, по которой сходит стружка.

    Задней называют поверхность, обращенную к обра­батываемой заготовке.

    Угол между передней и задней поверхностями называют углом заострения лезвия .

    Пересечение передней и задней поверхностей обра­зует линию, называемую режущей кромкой.

    Чем острее режущая кромка, тем легче и чище она обрабатывает поверхность. Тупая режущая кромка создает шероховатую и ворсистую обработанную по­верхность.

    Острота режущей кромки проверяется лупой.

    Угол заострения лезвия  измеряют угломером. Этот угол может изменяться от 20° при точении мягкой древесины и чистовой обработке до 40° при точении твердой древесины и черновой обработке.

    Переднюю и заднюю поверхности затачивают на наждачном круге, при этом плоскую стамеску перемеща­ют вдоль оси вращения круга, а полукруглую стамеску поворачивают вправо и влево.

    Затем лезвие правят, снимая заусенцы и затачивая его круговыми движениями на наждачном бруске, плотно (без зазора) прижимая переднюю или заднюю поверхность к плоскости бруска.

    Аналогичнодоводят лезвие на мелкозернистом бруске (рис. 41, в), который называют оселком.

    По гладким передней и задней поверхностям легче скользит разрезаемая древесина, что уменьшает силы резания и улучшает качество обработки.

    Косые стамески бывают с односторонней и двух­сторонней заточкой. Они имеют срезанную под углом У (наклонную) режущую кромку (рис. 38, б; рис. 39, а).

    3.4. Технология точения. 

    Прежде чем начинать работу, изучают технологиче­скую карту на обработку изделия.

    Перед изготовлением детали выполняют наладку и настройку станка. Для этого подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник на­страивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки состав­ляло 2...3 мм. Для проверки зазора заготовку повора­чивают вручную на 2. .3 оборота.

    После этого выбирают и устанавливают нужную частоту вращения шпинделя. Подбирают заранее и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.

    Если центр задней бабки в станке не вращающийся, то его смазывают машинным маслом (2...3 капли).

    Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху, как это показано на рисунке 36.

    Вначале выполняют черновое (грубое) точение по­лукруглой стамеской. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку его сере­диной. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.

    Для чистового точения заготовки оставляют припуск 3...6 мм на обработку до нужного диаметра детали. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стаме­ску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла, как это показано на рис. 42 а, и направляют режущей кромкой в сторону ее движения (рис. 42, б).

    Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.

    Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.

    Контроль размеров заготовки осуществляют крон­циркулем или штангенциркулем только после отклю­чения станка и полной остановки шпинделя.

    Прямолинейность поверхностей проверяют на про­свет путем накладывания линейки на деталь (рис. 43).

    При необходимости деталь обрабатывают шлифо­вальной колодкой (рис. 44).

    Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволаки­вает тонким слоем обработанную поверхность. Пере­грев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины желтого, коричневого и черного цветов.

    Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают раз­метку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опирают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в намеченных, местах надрез глубиной на 2...3 мм. Потом стамеску опирают тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кром­кой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза (рис. 42, в). Эти переходы выполняют многократно, постепенно углуб­ляясь в заготовку, пока не образуется тонкая «шейка» диаметром 8... 10 мм.

    Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.

    После остановки станка заготовку снимают, мелко­зубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой.

     

    3.5. Правила безопасности.

    Правила безопасности 

    1.   Не включать станок без разрешения учителя.

    2.   Надежно крепить заднюю бабку станка.

    3.    Проверить   заготовку, чтобы  она  не имела трещин.

    4.   Надежно крепить заготовку.

    5.    Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все                                                                                                                                  лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

    6.    Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насаже­ны.

    7.    Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.

    8.    Перед пуском станка надеть защитные очки.

    9. В процессе точения периодически останавли­вать  станок  и   поджимать деталь,   центром   задней бабки, устраняя зазоры.

    10.      Периодически, по мере срезания поверхно­сти, при остановках станка подводить подручник к поверхности  заготовки на 2...3  мм,  проворачивать заготовку вручную на 2...3 оборота и надежно крепить
    подручник.

    11.   Во время работы не отвлекаться, не отхо­дить от станка.

    12.      Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.

    13.   Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

    14.   Не останавливать заготовку руками.

    15.   Обо всех неисправностях сообщать учителю.             

    4. Закрепление пройденного материала.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Какими инструментами выполняют точение?                                                                                                                                                           

    Ответ 1. Точение выполняют стамесками для токарных работ различной формы.

    Вопрос 2. Какими стамесками выполняют черновое точение, а какими – чистовое?

    Ответ 2. Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской, а чистовое – косой стамеской.

    Вопрос 3. Как устанавливают подручник?

    Ответ 3. Подручник надёжно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой  поверхности заготовки составляло 2-3 мм.

    Вопрос 4. Какими инструментами контролируют размеры вытачиваемой детали?

    Ответ 4. Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем и штангенциркулем, а так же линейкой только после отключения станка и полной остановки шпинделя.

    Вопрос 5. Как точат конусы?

    Ответ 5. Точат конусы с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций  по палению.

    5.3. Техника безопасности при обработки изделия.

     

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

    - У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу  наиболее успевающим ученикам.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.

    § 10, повторить § 9.

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

     

     

     

     

     

    В этом разделе: