Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии
Мы отдыхаем

РУБКА МЕТАЛЛА

    Преподаватель технологии Автономов А.И.

    План-конспект открытого урока трудового обучения 6 класс.

    Тема урока РУБКА МЕТАЛЛА

    Цель. Ознакомить учащихся с приемами рубки металла слесарными инструментами.

    Развить представление о способах обработки металлов.

    Объект работы. Зажим я таблиц.

    Оснащение занятия. Зажим для таблиц (образец); заготовки и шаблон основания; размеченные заготовки для демонстрации приемов рубки; молотки с квадратным и круглым бойками (для демонстрации); наборы слесарного инструмента.

    Общие методические рекомендации

    Рубка металла — довольно сложная для шестиклассников операция. Обучиться правильным приемам рубки можно только в результате длительной тренировки и тщательной отработки отдельных этапов рубки, а время занятий ограничено. Практика показывает, что нерационально обучать шестиклассников рубке на кусочках металла, превращая их в стружку. Они серьезнее относятся к делу и быстрее осваивают приемы работы, если изучают новую операцию в процессе изготовления изделия, например основания зажима для таблиц. Рубка металла в ходе работы в учебной мастерской будет встречаться сравнительно часто. Задача данного занятия — освоение правильных приемов рубки, определение рациональной последовательности работы, выбор наиболее производительного для каждого конкретного случая метода рубки (по уровню губок тисков или на наковальне).

    Ход занятия

    Вводный инструктаж. Занятие начинается с беседы, в ходе которой предлагаются такие вопросы: 1.какую работу вы выполняли на предыдущем занятии? 2.В чем отличие эскиза от чертежа? 3.Какие требования предъявляются к разметке? 4.С какой целью и как

    накернивают контур разметки? 5.Как отделить припуск, не нарушив разметку?

              Отвечая на этот вопрос, дети могут предложить резку ручными или рычажными ножницами. Однако рычажные ножницы в учебной мастерской обычно в одном экземпляре, а ручными ножницами резать сталь толщиной 2мм нельзя. Возникает необходимость освоить новую операцию — слесарную рубку.

    Для начала предлагается учащимся самостоятельно прочесть с. 76—81 учебного пособия. После чтения дети лучше воспримут и поймут объяснение учителя, будут правильно воспринимать наименование инструмента и другие технические термины.

    Учитель демонстрирует приемы рубки по уровню губок тисков, работая в нормальном темпе. Этот первый показ проводится без объяснения с целью ознакомить учащихся с новой операцией и заинтересовать их предстоящей работой. Последующее объяснение проводится в таком порядке: сущность рубки и ее назначение; зубило — режущий инструмент, молоток — ударный инструмент (устройство, разновидности, требования с точки зрения безопасности труда); правильная хватка инструмента и рабочая поза; приемы рубки по уровню губок тисков; правила безопасной работы при рубке.

    Учитель объясняет, что рубка — одна из наиболее распространенных слесарных операций: с ее помощью можно отделить излишек металла от заготовки (например, после литья), разделить заготовку на части, вырубить контур любой конфигурации. Рубку выполняют ручными и механизированными инструментами. Режущим инструментом при рубке является зубило. Рассказывая об его устройстве, следует отметить, что зубило, как и любой другой режущий инструмент, должно быть тверже, чем обрабатываемый металл. Зубила изготовляют из инструментальной углеродистой стали У7, У7А, У8, У8А, а рабочую часть длиной 15-20мм закаливают., Учитель объясняет, что называется сталью, какая разница между сталью и чугуном, дает понятие о конструкционной и инструментальной стали, об изменении свойств, стали в зависимости от содержания в ней углерода. Примером использования стали могут служить основание для зажима (конструкционная сталь СтЗ) и зубило (инструментальная сталь).

     

    Зубило, как и все режущие инструменты, имеет форму клина. Учащихся знакомят с элементами режущего клина (рис. 16): передняя и задняя грани,  режущая кромка, пена процесс резания и о зависимости угла заострения от твердости обрабатываемого металла (для обработки твердой стали и чугуна—70°, стали средней твердости — 60°, латуни и меди — 45°, алюминия и его сплавов — 35°). Угол заострения при затачивании зубила проверяют специальными шаблонами. Зубила, применяемые для различных работ, имеют ширину 5-25 мм и длину 100.. .200 мм.

    При рубке используют слесарные молотки различных видов. Учитель напоминает особенности устройства слесарных молотков и предъявляемые к ним требования.

    Демонстрируя правильную хватку инструмента и рабочую позу во время рубки, следует отметить, как важно при рубке установить тиски в соответствии с ростом работающего. Несоблюдение этого правила вызывает быструю утомляемость и может привести к травме.

    Учитель рассказывает о требованиях безопасности при работе зубилом и молотком, еще раз демонстрирует рубку по уровню губок тисков в нормальном рабочем темпе, а затем в замедленном, обращая внимание учащихся на отдельные элементы работы: надежное закрепление заготовки в тисках таким образом, чтобы рубка выполнялась примерно на расстоянии 1 мм от линии разметки; правильная хватка зубила и молотка; подход к тискам и принятие правильной (удобной для работы) позы; начало рубки (легкий удар); процесс рубки; окончание рубки (повысить внимание, ослабить силу удара); темп работы; соблюдение мер безопасности. Необходимо подчеркнуть, что взгляд работающего должен быть направлен не на головку зубила, а на его режущую кромку.

    Учитель предлагает двум-трем учащимся продемонстрировать приемы рубки, исправляет ошибки, еще раз подчеркивает необходимость выполнения правильных приемов рубки и разрешает начать работу, определив задание: вырубить основание держателя по прямолинейным участкам контура разметки. Рубкой разделяют заготовку на части, удаляют лишний металл (припуск), делают в деталях смазочные канавки и др. Осуществляется эта операция с помощью зубила и молотка.

    Режущая часть зубила, как и любого другого режущего инструмента, имеет форму клина. Угол заострения зависит от твердости обрабатываемого металла: чем тверже металл, тем больше должен быть угол заострения. Для обработки стали рекомендуется угол 60°, для цветных металлов — 35 - 40°.

    Для прорубания канавок применяется специальное зубило — крейцмейсель.

    При рубке используются молотки массой 400 или 500 г.

    Перед рубкой заготовку закрепляют в тисках немного левее правого края губок, чтобы оставалось место для установки зубила. Молоток бойком влево кладут на верстак справа от тисков, а зубило — слева, режущей частью на себя. На рабочем месте для рубки должна быть установлена защитная сетка (или экран) для защиты окружающих от осколков металла.

    Во время рубки очень важно принять правильную рабочую позу. Стоять следует прямо, корпус тела должен быть развернут по отношению к тискам, правое плечо должно находиться против головки зубила. Левая нога для устойчивости должна быть выдвинута вперед, тело опирается на правую ногу. Зубило и молоток держат так, чтобы ударная часть и край рукоятки выступали на 15-30 мм.

    Рубку в тисках можно выполнять по разметочным рискам и по уровню губок тисков

    Рубка: а  рабочая лоза; 6—хватка инструмента.

    Зубило помещают пол углом 30-40° к обрабатываемой поверхности. После каждого удара возвращают зубило в исходное положение.

    Во втором случае разметочные риски опускают ниже уровня губок с таким расчетом, чтобы после обработки на поверхности заготовки оставался припуск I ,.. 1,5 мм.

    В зависимости от твердости обрабатываемого мате­риала и его толщины молотком наносят по зубилу удары различной силы. Различают кистевой, локтевой и плечевой удары.

    Кистевым ударом снимают небольшие неровности и тонкие стружки, локтевым— срубают лишний металл и разрубают на части заготовку небольшой толщины, плечевым— срубают толстые стружки, разрубают прутки, полосы большой толщины. Вы будете работать кистевым ударом.

    В тех случаях, когда заготовку невозможно закрепить в тисках, ее обрабатывают на плите. Зубило ставят вертикально на разметочную риску и наносят удары.

    После каждого удара зубило перемещают на половину режущей кромки. Благодаря этому облегчается установка зубила в правильное положение и образуется непрерывный разрез. В заготовке большой толщины разметочную риску наносят с противоположных сторон. Сначала надрубают примерно до половины толщины листа с одной стороны, затем — с другой.

     




    При вырубке заготовки сложной формы режущую кромку ставят на расстоянии 1...1.5 мм от разметочной риски и надрубают заготовку легкими ударами вдоль всего контура. После этого рубят по всему контуру более сильными ударами. Затем заготовку переворачивают и заканчивают вырубание по обозначившемуся контуру.

    Приемы рубки металла в тисках: а  кистевой удар; б • локтевой удар; в  плечевой удар.

    Приемы рубки  металла  на  плите:  а  свободный  захват 3Убила; б  плотный захват зубила.

    Самостоятельная работа.

    В процессе рубки учащиеся часто допускают такие ошибки: неправильно устанавливают зубило, в результате чего оно не рубит, а гнет металл, и заготовка деформируется; держат ручку ближе к головке молотка из-за боязни ударить по руке; наносят частые, но весьма слабые удары, с большим напряжением сжимая зубило; выполняют рубку очень медленно, сначала производят прицельный удар, а затем удар большей силы и др. Если такие ошибки возникают, надо еще раз продемонстрировать правильные приемы рубки, внушить, что работать надо смелее, увереннее, начиная с нанесения редких, но сильных ударов и постепенно наращивая темп работы.

    Зачастую учащиеся применяют одинаковые приемы рубки по уровню губок тисков вне зависимости от припуска на обработку. Это неправильно. Следует объяснить, что рационально вести рубку, превращая припуск в стружку, если ширина стружки 2-4 мм; если же припуск больше, то его приходится снимать за несколько проходов, что отнимает много времени и сил. В этом случае зубило лучше установить не под углом 45° к губкам тисков, а перпендикулярно к заготовке. После каждого удара молотком зубило перемещают вдоль линии разметки приблизительно на 3\4 ширины его режущей кромки; немного надрубив заготовку, можно отломить ее, перегибая в разные стороны.

    Когда часть учащихся окончит рубку прямолинейных участков основания, следует провести общий инструктаж и продемонстрировать приемы рубки листовой стали на плите, обратив особое внимание на следующие положения: после каждого удара зубило надо перемещать не более чем на 3\4 его ширины, несколько отклоняя его от себя, что дает возможность лучше видеть линию разметки; выполняя первый проход, нужно наносить удары небольшой силы, как бы повторяя зубилом разметку; стоять у верстака во время рубки нужно несколько расслабившись, работать без напряжения.

    Если кто-либо из учащихся испортит заготовку, надо выдать новую и в целях экономии времени разрешить выполнить разметку по шаблону. Тем, кто завершил рубку до окончания занятия, дают дополнительное задание (например, разметить и вырезать развертку корпуса зажима). Не следует начинать опиливание, так как эта сложная операция еще не изучалась.

    Заключительный инструктаж. В заключение занятия учитель анализирует ошибки, допущенные учащимися, отмечает тех, кто хорошо усвоил изучаемый материал, поручает им продемонстрировать правильные приемы рубки, оценивает работу учеников.

    Здесь же уместно отметить, что в современном производстве слесарная рубка почти полностью вытеснена другими высокопроизводительными технологическими процессами (см. учебное пособие). Однако, осваивая приемы рубки, школьники учатся работать молотком, развивают глазомер, координацию движений. Такие умения будут необходимы при выполнении самых различных (особенно ремонтных) работ и даже в быту (например, пробивка отверстий в стенах)

    Заключительная часть.

    1.      Подведение итогов занятия.

    2.      Уборка мастерской.

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!