Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

"Развитие здоровья и познавательной активности учащихся на уроках технологии"

    МБОУ Ливенская СОШ

     

     

     

     

    "Развитие здоровья и познавательной активности учащихся на уроках технологии"

     

     

    Учитель технологии: Автономов А.И.

     

    2011-2012уч. год

    Тема: Развитие здоровья и познавательной активности учащихся на уроках технологии.

    Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствуют снятию напряжения, предотвращают стрессы. Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред.

     

    Комплекс упражнений на уроках рукоделия

    Гимнастика для глаз

    1.    Вертикальное движение глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).

    2.    Горизонтальное движение глазами вправо, влево.

    3.    Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой.

    4.    Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

    Укрепление вестибулярного аппарата

    Упражнение выполняется сидя.

    1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылка спины.

    2. Повороты головы вправо и влево до упора.

    3. Круговое движение головы в трех положениях: голова прямо, голова   наклонена вперед, голова запрокинута назад.

            Профилактика нарушения осанки

    1.    Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть  в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

    2.    Приседание с мешком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперед, согнуты в локтях, за головой)

          Беда школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

        Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

         Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику  достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и несколько раз будет мало?  Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснить, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулируются понятия. Ведь, что голова "прикажет", то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научиться. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

           Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в  13-14 лет. Порой научиться шить, вязать или вышивать значительно труднее, чем решить алгебраическую задачу. Поэтому необходимо постепенно и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовать свое рабочие место так, чтобы не совершить лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучить правильно, держать инструменты,  неукоснительно выполнять охрану труда и санитарно-гигиенические требования.

        Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков.

        Контроль  - это постепенно сравнение того, что есть, с тем, что должно быть.

      Цель учета и контроля знаний и умений - содействовать воспитанию у школьников ответственности за результат своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

    Требования к контролю

    1.    Систематическим.

    2.    Объективным.

    3.    Гласным.

    4.    Быстрым и малотрудным.

          Выставленная учащемуся оценка должна, с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям, умениям (личный способ оценивания), а с другой стороны - показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам.

        Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

          Игра - это форма деятельности в условиях ситуациях.

         Целью игрового обучения является, обеспечение личностно - -деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности направленная на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

    Это уроки - соревнования

    Урок-конкурс

    Урок викторина.

    Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Необходимо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащемуся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном плане. Игровые уроки отличает высокая активность детей, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.

         Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.

       В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

         Деловая игра предполагает восприятие некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражается на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передается детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, и другие функции, которые выполняют учащиеся -ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т. д. 

        При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель - самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.

        Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону, красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, "не заиграться". Кроме уроков в игровой форме необходимо использовать игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть "изюминка". Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

    Организация нетрадиционных уроков

    1.    Для организации первого урока необходимо заинтересовать учащихся (подготовить образцы изделий), которые им предстоит выполнить в течение учебного года.

    2.    С этой же целью занятия в 5-м классе начинаю с раздела "Рукоделие" , а именно с вязания крючком. Большинству учащихся эта работа нравиться, и они ее выполняют с удовольствием. На уроках царит непринужденная атмосфера, что позволяет пятиклассникам быстрее адоптироваться в новых для них условиях, познакомиться с требованиями учителя, организацией учебных занятий.

    3.    После их освоения дети выполняют салфетку и подарок близким. Это уже творческая работа, связанная  с самостоятельным выбором рисунка, композиции, видов петель, цвета ниток.

    4.    Уже на первом итоговом занятии для более полной и объективной оценки     учащихся наряду с фронтальным опросом использую карточки-задания, тесты и как игровой элемент кроссворд. В дальнейшем игровая часть постепенно  расширяется . Например, итоговое занятие по вязанию крючком проводится в виде деловой игры.

    5.    Подобные уроки проводятся после изучения всех разделов.

    6.    Заключительным из комплекса нетрадиционных уроков технологии является урок-фантазия "Мы и мир вокруг нас", который можно провести в конце 9 класса. Используя содержание раздела "Культура дома" (интерьер, фотодизайн, косметика), построить его , как размышление о многообразии и неповторимости окружающего мира, в котором все взаимосвязано.

    Каким бы не был по своей форме урок, главное чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить решения, давал простор для появления творческой способности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

    В этом разделе: