Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

НАБРОСКИ С НАТУРЫ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    План конспект урока ИЗО 5 класс.

    Тема: НАБРОСКИ С НАТУРЫ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    Вид занятия: рисование с натуры, по памяти.

    Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомичес­кого строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цве­товая разработка формы, совершенствование умений последова­тельного ведения работы; формирование умения выполнять раз­личными способами наброски с натуры фигуры человека.

    Оборудование: для учителя - методические таблицы (ске­лет, мышечная система человека, пропорции людей разного воз­раста, этапы рисунка фигуры человека); фотографии спортсменов, людей в легкой одежде, «живая мо­дель» (ученики из класса); для учащихся - куклы объемные и бу­мажные, бумага, графические материалы, книжки с иллюстрациями о спортсменах.

    Зрительный  ряд: наброски с фигуры человека И. Репина, В. Серова и др.; Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»; П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»; Б. Кустодиев «Портрет Федора Шаляпина»; И. Антакольский «Иван Грозный»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»,

     «На просторе»; И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Стрекоза», «Портрет дочери художника»; К. Петров-Водкин «Купание красного коня», «1919 год. Тревога»; В. Мухина

    «Рабочий и колхозница»; Е. Вучетич «Родина-мать зовет!» (Мама­ев курган в Волгограде), «Перекуем мечи па орала»; Ю. Юшии (Волгоград) «Памятный знак основателям Царицына»; Э. Фальконе «Амур»; В. Серов «Петр I»; К. Маковский «Дети, бегущие от гро­зы»; А. Ткачев и С. Ткачев «Детвора», «Отец»; А. Пластов «Ужин трактористов»; Т. Яблонская «Утро», «Хлеб»; И. Мартос «Минин и Пожарский»; Микеланджело «Пьета»; Рафаэль «Сикстинская ма­донна».

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Вводная беседа.

    Для показа изображения фигуры человека учащимся демонст­рируются наброски с фигуры человека Репина, Серова, Рембранд­та, Леонардо да Винчи и др. известных мастеров, где фигура чело­века показана полностью, достаточно хорошо просматривается и ее можно проанализировать.

    Школьникам сообщаются элементарные сведения о строении и пропорциях фигуры взрослого человека и ребенка. И дело не толь­ко в том, что фигура человека является одним из наиболее сложных и совершенных объектов природы, но и в том, что люди, имея оди­наковое общее строение, значительно отличаются друг от друга возрастными пропорциональными особенностями, индивидуаль­ными качествами, что обусловлено физическими и психическими данными их развития.

    В начале урока учитель проводит анализ картин (например, Ф. Решетникова «Опять двойка», А. Лактионова «В гостях у внуков»).

    Во время беседы учитель обращает внимание на выразитель­ность сюжета, ясно читаемое содержание изображаемой сцепы, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно ха­рактерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.

    Справка (показать на таблицах). При рисовании человеческой фигуры следует учитывать прежде всего конструктивные особенности костно-мышечной системы. Так, группа шейных позвонков и мышц придаст шее цилиндрическую форму мышцы: грудинно-ключично-сосцевидная, двубрюшная.

    Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, прикры­ваемая широкими мощными мышцами, из которых выделяется основная большая грудная мышца. Поверхность живота делится на 2 равные части белой линией.В середине живота и на белой линии находится пупок, ниже которого поверхность живота становится более выпуклой. По обе стороны от белой линии тянутся две широкие вертикальные полосы - прямые мышцы живота. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук (скелет). В него входят лопатка, клю­чица, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти. Плечевой сустав плотно облегает дельтовидная мышца, придающая верхней части плеча округлую форму, а со стороны спины - трапециевидная мышца, плавно соединяющая плечо с шеей. Плечо руки, цилиндрическое по форме, изгибает и делает выпуклым двуглавая мышца. Мышцы предплечья, приводящие в движение кисть руки и пальцы, имеют веретенообразную форму, более толстую у локтя и тонкую у кисти. К предплечью прикрепляется кисть руки, состоящая из запястья, пясти, фаланг пальцев. С помо­щью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы. Сзади таз покрыт ягодичными мышцами. Бедро и голень имеют коническую форму, широкую вверху и узкую внизу. Особенно заметна икронож­ная мышца у голени, расположенная в ее верхней части. Голень опирается на сто­пу, имеющую сводчатую форму, более узкую и округленную у пятки и более пло­скуюи широкую у пальцев.

    Рисование фигуры человека облегчает знание пропорций тела, его анатомии. В различные времена у разных народов создавались так называемые каноны и модули.

    Модуль - это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.

    Канон - это система типичных размеров тела, принимаемая за образец. Ка­нон облегчает построение фигуры и в свое время помогал созданию идеального образа человека, все части которого находятся в безупречной пластической гар­монии. Так было, например, в каноническом искусстве Древнего Египта, Древней Греции.

    Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как вели­чине постоянной (22 см). У человека высокого роста (180 см и более) голова укла­дывается во всей фигуре 8 раз (соотношение 1:8), среднего роста (165-180 см) -7,5 раз (1:7,5), у низкорослых (ниже 165)- 6-7 раз (1:7).

    У мужчин шире плечевой пояс и больше средний рост. Женщины шире в об­ласти таза, они тоньше и ниже. Другие пропорции у детей: у новорожденных го­лова меньше тела в 4 раза, 2-летнего - в 5 раз, у 6-летнего - в 6 раз, у 12-летнего - в 7 раз (почти достигает взрослых величин). Если у взрослого ширина плеч равна 2 модулям, а ширина таза - 1,5, то у детей до 2-х лет, к примеру, окружность голо­вы почти равна окружности грудной клетки, размеры плеч и бедер почти одинако­вые. У подростков из-за быстрого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура ка­жется вытянутой и тонкой. 


     

    Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов, вил

    спереди, А - экстерьер, Б - скелет:

    1 - скуловая дуга, 2 - сосцевидный отросток, 3 - угол нижней челюсти, 4 - шейные позвонки, 5 - яремная впадина, 6 - ключица, 7 - акромнов, 8 - головка плеча, 9 - ло­патка, 10 - плечевая кость, 11 - наружный надмыщелок плеча, 12 - внутренний надмыщелок плеча, 13 - тело лучевой кости, 14 - локтевая кость 15 - нижний конец луче­вой кости, 16 - головка локтевой кости, 17 - запястье, 18 - пястные кости, 19 - головка пястных костей, 20 - фаланги пальцев, 21 - подвздошный гребень, 22 - передняя верх­няя подвздошная ость, 23 - передняя нижняя подвздошная ость, 24 - большой вертел, 25 - бедренная кость, 26 - надколенник, 27 - наружный мыщелок бедра, 28 - щель коленного сустава, 29 - наружный мыщелок большеберцовой кости, 30 - головка малоберцовой кости, 31 -малоберцовая кость, 32 -большеберцовая кость, 33 - наружная лодыжка, 34 — фаланги пальцев, 35 - головки плюсневых костей, 36 - плюсневые кос­ти, 37 - пяточный бугор, 38 -таранная кость, 39 - внутренняя лодыжка, 40 - внутрен­ний мыщелок большеберцовой кости, 41 - внутренний мыщелок бедра, 42 - седалищ­ный бугор, 43 - лонное сращение, 44 - крестец, 45 - надчревный угол, 46 - ребра. 47 -мечевидный отросток грудины, 48 - угол лопатки, 49 - тело грудины, 50 - рукоятка грудины, 51 -локтевой отросток кости.    


     

    Различное положение тела человека:

    I - неустойчивое положение (слева), устойчивое положение (справа); II - незначи­тельное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному движе­нию при ходьбе; III - значительное перемещение тяжести тела вперед - способст­вующее быстрому бегу; IV - равномерное распределение тяжести тела при подъеме и опускании на корточки; V - перенесение тяжести тела вперед для подъ­ема на лестницу: VI — если ступени находятся под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть тяжести тела вперед;VII - при перемещении ступеней под сиденье можно подниматься плавно; VIII - стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя - можно упасть; IX - необходимо отступить от стены, чтобы перенести часть тела назад, выгнув таз; X - использование потери равновесия при нанесении удара (а - в боксе, б - при рубке) 

    Заметнее всего различия между людьми высокого и низкого роста видны в сравнении верхних и нижних конечностей. Меньше разница в длине туловища и в величинах головы. Люди высокого роста выглядят, как правило, длинноногими и длиннорукими. У людей среднего роста кончики средних пальцев опущенных вдоль тела рук достигают середины бедер; у низкорослых они опускаются намно­го ниже, зато у высоких кончики пальцев не достигают середины бедер.

    Рука делится на три части. Соотношение частей рук человека среднего роста таковы: плечо (от ключицы до локтя) - 1,5 длины головы, предплечье - длина головы, кисть - примерно 7/8 головы. Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна 2-м длинам головы и всегда больше бедер. Бедро равно длине голени со стопой? а голень - 2-м длинам стопы. Пропорции человеческого тела, начиная с рождения, непрерывно меняется. Так, голова новорожденного составляет 1/4 часть от всей длины тела, длина ног - 1/3, рук - 2/5.

    В рисовании художник доверяет своему непосредственному восприятию с натуры. Но это возможно лишь при знании строения и пропорций человеческого тела, правил при изображении компо­зиций с человеческими фигурами, особенно если фигуры распола­гаются на разных расстояниях и в разных позах.

    Свои средние пропорции, можно сказать, каноны, имеют так­же и животные и растения, и в какой-то мере даже предметы, сде­ланные человеком. Будучи сделанными для разных целей и нужд человека, эти предметы имеют соответственно размеры и пропор­ции, зависимые от размеров человеческой фигуры (мебель, дома, машины, книги, стаканы и пр.). «Человек есть мера всех вещей», -сказал древнегреческий философ Пифагор. На этом основано «зо­лотое сечение».

    III. Самостоятельная работа (1-2 наброска по 15-20 минут на каждый).

    -    Расскажите, что вы знаете о набросках и зарисовках?

    -    Какими художественными материалами выполняют набро­ски и зарисовки? {Карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером и др.)

    Затем проводится анализ конструктивно-аналитического строения одного из учащихся и анализ пропорциональных отноше­ний форм фигуры школьника, распределение светотени на поверх­ности форм, выявляющей их объем. Учитель демонстрирует после­довательность выполнения рисунка фигуры (мелом на доске).

     

    1. Определение общего расположения на плоскости листа бумаги. Лист делится на 2 части (по количеству набросков). Посередине 1\2 части проводится вертикальная линия, на которой отмечаются основные пропорциональные отношения головы шеи, груди (до пояса), таза, рук, ног. Все построения ведутся легкими линиями.

    2.   Прорисовка   очертаний  всех   основных   частей  фигуры школьника.

    3. Наметив все детали, еще раз проверив соотношение величины отдельных частей фигуры, учащиеся приступают к выявлению объема светотенью. Штриховкой выявляют объем (повторить правила нанесения штриховки).

    Для подкрепления наглядности можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит сбоку, сидит прямо или сбоку, в действии) на репродукции, придать похожую позу кукле - натурному материалу, попросить ученика принять ее (позирует спокойный, выдержанныйученик, хорошо успевающий по предмету или желающий «сыг­рать» натуру). Портретное сходство не требуется. За урок дети должны выполнить два наброска с фигуры мальчика и девочки, из них один - карандашом, другой - акварелью.

    IV. Итоги урока.

    Анализ общих ошибок и недостатков. Показ удачных работ. Уборка рабочих мест.

    Домашнее задание. Наброски с членов семьи в домаш­ней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель.

    В этом разделе: