Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля».

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Ливенская общеобразовательная средняя школа.

     

     

     

     

     

     

     

     

    План - конспект урока трудового обучения

    на тему:

    «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля».

     

    6 класс

     

     

     

     

     

    Учитель трудового обучения

    Автономов Алексей Игоревич

     

     

     

    2011 – 2012 учебный год

     

     

    Тема программы: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».

    Тема урока: «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление о способах измерение                                        размеров деталей с помощью штангенциркуля.

    Развивающая- продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций. 

    Воспитательная- воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

     

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,   показ, самостоятельная работа под контролем учителя. 

    Объекты труда: Нутромер.

    Межпредметные связи: русский язык – написание и произношение слов; математика – геометрические тела и фигуры.

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Повторение пройденного материала.

    На прошлом уроке вы изучали тему: «Сортовой прокат. Изготовление изделий из сортового проката» давайте вспомним, что же это.

     2.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Что такое сортовой прокат?

    Ответ 1. Изготовленные изделия и тонколистовой металл и проволока, выпускаемые  промышленностью - сортовой прокат.

    Вопрос 2. Каким образом получают нужный профиль проката?

    Ответ 2. Его получают прокаткой (обжатием) нагретых слитков металла между валками прокатного стана. Профиль проката (форма его поперечного сечения) зависит от формы валков.

    Вопрос 3. Назовите основные профили сортового проката?

    Ответ 3. Основные профили сортового проката квадрат; полоса; шестигранник; круг; уголок; треугольник; швеллер; рельс.

    Вопрос 4. Что называется производственным процессом?

    Ответ 4. Для превращения заготовки в готовое изделие нужно выполнить много различных действий. Все эти действия вместе взятые называются производственным процес­сом. Производственный процесс включает получение заготовок, обработку деталей, обслуживание и ремонт приспособлений, заточку инструмента, упаковку гото­вых изделий и многое другое.

    Вопрос 5. Что такое технологический процесс?

    Ответ 5. Частью производственного процесса является тех­нологический процесс, который включает действия по изменению формы и размеров заготовок для получения готового изделия. Технологический процесс состоит из технологических операций.

    Вопрос 6. Дайте определение техно­логической операции?

    Ответ 6. Технологическая операция является частью технологического процесса обработки или сборки изделия, выполняемой на одном рабочем месте.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Тема сегодняшнего урока «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля».

    Запишите тему в тетрадь.

    Практически продолжим выполнять изготовление нутромера.

    3.2. Устройство и назначение штангенциркуля.

    При изготовлении деталей из тонколистового металла и проволоки вы пользовались простейшими контрольно-измерительными инструментами: линейкой, слесарным угольником и др. Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркули. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения.

    В книге на рис. 62 показан штангенциркуль ШЦ-1 с преде­лами измерения от 0 до 125 мм и точностью-0,1 мм. Он состоит из штанги 1 с неподвижными губками - верхней 2 и нижней 9. На штанге имеется шкала с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4 с верхней 3 и нижней 8 губками, которая может быть закреплена в нужном положении зажимным винтом 5. К подвижной рамке прикреплен глубиномер 6.

    Верхние губки служат для измерения внутренних размеров (например, диаметров отверстий), нижние — для измерения наружных размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.

    Штангенциркуль ШЦ-1:1 - штанга; 2 - верхняя неподвижная губка;

    3 - верхняя подвижная губка;

    4 - подвижная рамка; 5 - зажимной винт рамки; 6 - глубиномер;

    7 - нониус; 8 - нижняя подвижная губка; 9 - нижняя неподвижная губка.


    3.3. Шкала тангенса и нониуса.

    Каким же образом удается измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет мил­лиметровые деления? Для этой цели служит вспомога­тельная шкала, называемая нониусом 7 (рис. 62). Длина нониуса 19 мм, поделен он на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления 1,9 мм.

           Шкала штанги и нониус

           При сомкнутых губках нулевые     штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 63), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.

    Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм(2 - 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

    3.4. Примеры измерения штангенциркулем.

    Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размеров: а - 0,4 мм; б - 6,9 мм; в - 34,3 мм.                                                     При измерении штангенциркулем целое число мил­лиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штан­ги до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра, по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 64).

    Помните, что штангенциркуль - это точный и дорогостоящий инструмент, требующий бережного об­ращения. На предприятиях штангенциркуль является одним из основных инструментов у рабочих различных спе­циальностей и у контролеров станочных и слесарных работ. Контролеры должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инстру­ментов и приборов, методы проверки качества повер­хностей, правила приемки деталей и т. д. 

    3.5. Правила обращения со штангенциркулем.   Запишите в тетрадь. 

    1. Перед началом работы протереть штанген­циркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать  инструмент   шлифовальной   шкуркой  или ножом.

    2. Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.

    3. Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин. Руки также должны быть чистыми и сухими.

    4. Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность.

    5. Не допускайте перекоса губок штангенцирку­ля. Фиксируйте их положение зажимным винтом.

    6. При чтении показаний на измерительных шкалах держите штангенциркуль прямо перед глазами.

    4. Закрепление пройденного материала.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Из каких основных частей состоит штангенциркуль?                                                                                                                                                          

    Ответ 1. Он состоит из штанги с неподвижными губками – верхней и нижней. На штанге имеется шкала с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка с верхней и нижней губками, которая может быть закреплена в нужном положении зажимным винтом. К подвижной рамке прикреплен глубиномер.

    Вопрос 2. Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?

    Ответ 2. Измерительных шкал у штангенциркуля две – это деления на штанге (шкала штанги) и шкала нониуса.

    Вопрос 3. Какие измерения можно выполнять с помощью штан­генциркуля?

    Ответ 3. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок.

    Вопрос 4. Пе­речислите правила обращения со штангенциркулем?

    Ответ 4. Перед началом работы протереть штанген­циркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать  инструмент   шлифовальной   шкуркой  или ножом.

    Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы. Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин. Руки должны быть чистыми и сухими. Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдать осторожность. Не допускать перекоса губок штангенцирку­ля. Фиксировать их положение зажимным винтом. При чтении показаний на измерительных шкалах держать штангенциркуль прямо перед глазами.

    Вопрос 5. Во сколько раз точность измерения штан­генциркулем выше точности измерения линейкой. Почему?

    Ответ 5. То, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 - 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций  по разметке.

    5.3. Техника безопасности при изготовлении изделия.

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход - проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу  наиболее успевающим ученикам.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.         § 18.

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

    В этом разделе: