Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

«Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком».

                             Ливенская ср. общеобр. школа                              класс 7

    Учитель Автономов А.И.

    Тема программы: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».

    Тема урока: «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным    станком».

    Цели урока:

    Образовательная - сформировать у учащихся представление об устройстве, управлении и назначении токарно-винторезного станка; видах и назначение токарных резцов.

    Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности.

    Развивающая - продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении             технологических операций.

    Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ,        самостоятельная работа под контролем учителя, показ. 

    Объекты труда: Декоративная ложка.

    Межпредметные связи: русский язык - написание и произношение слов; математика -геометрические тела и фигуры.

    Материально техническое оснащение:

    - оборудование учебных мастерских;

    - инструменты и приспособления.

     

    Ход урока.

    1. Организационное начало.

    1.1. Взаимное приветствие.

    1.2. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

    2. Повторение пройденного материала.

    На прошлом уроке вы изучали тему: «Виды и назначение токарных резцов» давайте вспомним, что же это.

    2.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Назовите основные виды механических передач применяемых в станке?

    Ответ 1. В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ремённая, зубчатая, реечная.

    Вопрос 2. Что такое передаточное отношение u?

    Ответ 2. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой  u = D1 / D2.

    Вопрос 3. Перечислите основные части токарно-винторезного станка?

    Ответ 3. В токарно-винторезном станке есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган и система управления.

    Вопрос 4. Для чего предназначены токарно-винторезные станки?

    Ответ 4. Токарно-винторезные станки предназначены для обработки тел вращения, нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.

    Вопрос 5. За счёт чего осуществляется точение деталей?

    Ответ 5. Точение деталей осуществляется за счёт срезания резцом стружки с вращающейся заготовки.

    Еще 1-2 человека рассказывают параграф, все, что они запомнили.

    2.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы. Полученные отметки узнаете в конце урока.

    3. Изложение нового материала.

    3.1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы продолжим знакомство с токарно-винторезным станком, а также познакомимся с токарными резцами.

    Тема сегодняшнего урока: «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком». Запишите тему в тетрадь. Практически продолжим выполнять декоративную ложку.

    3.2. Виды и назначение токарных резцов.

    Для токарной обработки металлов применяют специ­альные инструменты-токарные резцы. Их изготавливают из сталей, имеющих твер­дость, значительно превы­шающую твердость обраба­тываемого материала. Их ра­бочая часть, как и у многих других режущих инструмен­тов, имеет форму клина (рис.64).

    Токарные резцы отлича­ются один от другого по кон­струкции, но все они имеют тело и головку в книге это показано на рис.65. Телорезца служит для закрепления в резцедержателе,  головка непосредственно участвует в процессе  резания. На головке имеются перед­няя и две задние поверхности, главная и вспомогательная режущие кромки и вершина резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.               Показываю по плакату. 

    Важными характеристиками токарного резца являются углы его заточки рис. 64.

    Главный задний угол а (альфа) - угол между главной задней поверхностью резца и плоскостью резания. Увели­чение данного угла уменьшает трение задней грани резца о поверхность заготовки.

    Передний угол у (гамма) - оказывает влияние на про­цесс резания, на легкость схода стружки, качество обрабо­танной поверхности.

    Угол заострения (бета) - угол между передней и глав­ной задней поверхностями. Чем меньше угол заострения, тем легче резец входит в металл и отделяет стружку с меньшим усилием. Однако при уменьшении угла заостре­ния снижается прочность резца, и он быстрей затупляется и ломается.

    Угол резания (дельта) - угол между передней поверх­ностью резца и плоскостью резания. Токарные резцы подразделяют по направлению подачи (правые и левые), конструкции головки(прямые и отогну­тые), способу изготовления (цельные и составные), сече­нию стержня (прямоугольные, круглые и квадратные), виду обработки (проходные, подрезные, отрезные, прорезные, рас­точные, фасонные, резьбонарезные). На рис. 66 показаны схематично некоторые из них (вид сверху).

    Проходные резцы (рис. 66 а, б) предназначены для об­тачивания внешних цилиндрических и конических поверх­ностей заготовок, проходной упорный (рис. 66 в) для об­работки уступов. Торцы заготовок обрабатывают подрез­ными резцами (рис. 66 г), а отрезают заготовки - отрез­ными (рис. 66 д). Резьбовыми резцами (рис. 66 ж) наре­зают внешнюю и внутреннюю резьбу, а расточными (рис. 66 з)- растачивают отверстия.

    Следует помнить, что токарные резцы являются доро­гостоящим инструментом. Их нельзя использовать не по назначению, бросать, хранить "навалом". Необходимо не допускать значительного затупления инструмента. 

    3.3. Управление токарно-винторезным станком.

    Управление станком - это выполнение действий, кото­рые обеспечивают процесс резания, т. е. вращение заготов­ки и перемещение резца. Однако прежде чем приступить к управлению станком, его на­до наладить и настроить. 

    Наладка станка заключа­ется в закреплении заготов­ки и инструмента. Для за­крепления заготовок приме­няют трехкулачковый патрон (рис. 67) или поводковую план­шайбу с центрами (рис.68). Записываем в тетрадь, диктую.

    В патрон заготовку 1 (рис.67) помещают на глу­бину не менее 20...25 мм и сжимают кулачками 6 при помощи ключа 4. Заготовка не должна выступать из па­трона на величину более пя­ти ее диаметров.

    Перед закреплением за­готовки в центрах в ее тор­цах выполняют отверстия. Передний центр 2 (рис. 68) устанавливают в коническое отверстие шпинделя, а задний 6-в пиноль задней бабки. Вместо патрона на шпинделе закрепляют поводковую планшайбу 1. Резец 1 (рис. 69) закрепляют в резцедержателе ключом 4 с помощью винтов 5. Резец не должен выступать от края поверхности резцедержа­теля на расстояние, рав­ное 1...1,5 высоты резца. С помощью подкладок 6 под резец 1 добиваются того, чтобы вершина рез­ца совпадала с вершиной заднего центра 2.

    3.3. Настройка станка.

    Настройка станкаэто установление необходимой частоты враще­ния шпинделя и скорости перемещения суп­порта. Для каждого кон­кретного способа обра­ботки устанавливают наиболее выгодные режи­мы резания: скорость ре­зания, глубину резания и подачу. Скорость резания (v, м/мин) - это путь, который проходят наиболее удаленные от центра точки обрабаты­ваемой заготовки за единицу времени при ее вращении. Глубина резания (t, мм) - это толщина слоя металла, кото­рая срезается за один рабочий ход резца: t = (D - d)/2, где D - диаметр заготовки, d - потребный диаметр детали. Подача (S, мм/об) - это величина перемещения режущей кромки резца в направлении движения подачи за один оборот заготовки. На доске пишу буквенное обозначения скорости ре­зания, глубины резания и подачи. 

    Настраивают станок ТВ-6 при помощи нескольких ру­чек по таблицам, которые прикреплены к станку, а также прикреплены к стене. Органы управления станком показаны на рис. 62, рассмотрите их.

    3.4. Правила безопасности.  Записываем в тетрадь. Диктую.

    1. Не включать станок без разрешения учителя.

    2.  Работать на станке только в спецодежде и в защитных очках.

    3.  Работать только при опущенных защитных кожу­хах, закрывающих патрон и суппорт.

    4. Не передавать и не брать предметы через движу­щиеся части станка.

    5.  Во время работы не наклонять голову близко к вращающемуся патрону.

    6. Не опираться на станок, не класть на него инст­рументы и заготовки.

    7. Не отходить от включенного станка.

    4. Закрепление пройденного материала.

    Я объяснил вам всю тему, а как она звучит (дети произносят): «Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным    станком» (правильно), посмотрим, сколько вы его запомнили из всего того, что я рассказал вам.

    4.1. Фронтальный опрос.

    Вопрос 1. Каким инструментом обрабатывают детали на токар­ных станках?                                                                                                                                                          

    Ответ 1. Для токарной обработки металлов применяют специ­альные инструменты-токарные резцы.

    Вопрос 2. Что такое управление станком?

    Ответ 2. Управление станком - это выполнение действий, кото­рые обеспечивают процесс резания.

    Вопрос 3. Из каких основных частей состоит то­карный резец?

    Ответ 3. Токарные резцы отлича­ются один от другого по кон­струкции, но все они имеют тело и головку.

    Вопрос 4. Как осуществляется наладка станка?

    Ответ 4. Наладка станка заключа­ется в закреплении заготов­ки и инструмента. Для за­крепления заготовок приме­няют трехкулачковый патрон.

    Вопрос 5. Какие поверхности и кромки имеются на головке резца?

    Ответ 5. На головке имеются перед­няя и две задние поверхности, главная и вспомогательная режущие кромки и вершина резца. Главная режущая кромка выполняет основную работу резания.

    Вопрос 5. Как осуществляется настройка станка?

    Ответ 5. Настройка станка это установление необходимой частоты враще­ния шпинделя и скорости перемещения суп­порта. Для каждого кон­кретного способа обра­ботки устанавливают наиболее выгодные режи­мы резания: скорость ре­зания, глубину резания и подачу.

    4.2. Анализ усвоения.

    Вы неплохо усвоили пройденный материал, но на некоторые вопросы ответить затрудняетесь.

    5. Вводный инструктаж.

    5.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

    5.2. Показ трудовых операций по изготовлению.

    5.3. Техника безопасности при изготовлении изделия.

    6. Практическая часть. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    6.1. Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

    6.2. Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

    6.3. Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу  наиболее успевающим ученикам.

    7. Заключительный инструктаж.

    7.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

    7.2. Сообщение отметок учащимися полученных за урок.

    7.3. Домашнее задание.               § 19 – 20.

    7.4. Уборка рабочих мест.

    Дежурные убирают мастерские, а остальные свои рабочие места.

    В этом разделе:

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!