Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Проблемное обучение в курсе истории

    Проблемное обучение в курсе истории

    (из опыта работы)

     

         Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, к исторической науке.

    Практическое  использование методики проблемного обучения в курсе истории включает в себя несколько этапов.

    1.     Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:

    - сложным, сопряжённым с противоречиями;

    - увлекательным, но соответствующим логике науке;

    - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

    - предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

    - создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

     

    2.     Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

    - через углубление проблемного вопроса;

    - через поиск разных граней его решения;

    - через сопоставление разных вариантов ответов.

     

    3.     Формы решения проблемных ситуаций:

    -  дискуссия;

    - научный спор;

    - проблемная лекция;

    - проблемные задачи и задания;

    - задачи исследовательского характера;

    - исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

     

    4.     Определение факторов создания проблемных ситуаций:

    - уровень развития учащихся;

    - характер исторического материала;

    - педагогические цели;

    - творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

    - организация поисковой работы;

    - стимуляция личной заинтересованности учащихся в решении проблемной ситуации;

    - выявление причинно-следственных связей.

     5. Создание блоков проблемных уроков.

    6. Подготовка проблемных домашних заданий.

    7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.

    Проблемные задания к урокам истории

     

    5 класс (история древнего мира)

    Историческое лото «Путешествие по мифам»

    - Какому мифу посвящён рисунок?

    - В какой древней стране возник миф?

    - Как отражена в мифе природа страны?

    - Какая мечта людей нашла своё выражение в мифе?

    - За что люди почитали героя этого мифа?

     

    6 класс ( история средних веков)

    Тема «Образование централизованных государств в Западной Европе»

    1.     Что общего в причинах образования централизованных государств во Франции и Англии? Чем вы объясните, что в Англии раньше и быстрее, чем во Франции, образовалось централизованное государство?

    2.     Какие группы населения во Франции и Англии поддерживали короля в его борьбе с крупными феодалами? Почему? Объясните, как Генеральные штаты и парламент усиливали королевскую власть?

     

    Тема «Гуситские войны»

    1.     Против каких врагов чешского народа выступал Ян Гус?

    2.     Обоснуйте историческое значение гуситских войн.

     

    7 класс (история России)

    Тема «Древнерусское государство в 10-12вв.»

    1.     В трудах каких авторов появились первые сообщения о славянах, руссах и Руси?

    2.     Обоснуйте причины образования Древнерусского государства.

    3.     Кого в Древнерусском государстве называли смердами, рядовичами, закупами, холопами?

    4.     Докажите, что князь Игорь был не очень удачливым воином и алчным правителем.

    5.     Когда дружина князя Игоря отправилась в Древлянскую землю?

    6.     Какие уроки извлекла княгиня Ольга из убийства князя Игоря?

     

    8 класс (история России)

    Тема «Крымская война»

    Постройте логическую цепочку для рассказа о Крымской войне из следующих слов и словосочетаний: Синоп, В.А.Корнилов, Э.И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Севастополь, 1853-1856г.г., брандеры, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, восточный вопрос, Малахов курган, Парижский мирный договор.

     

     

    Блок проблемных уроков по истории

     

    6 класс (история России)

    Тема «Российское государство во времена Ивана Грозного»

    Проблемный вопрос к теме: Россия на перепутье – парламентский путь или самодержавие?

    Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности. Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или…? Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана 4?.

     

    Урок 2.Реформы 50-х г.г. Проблемный вопрос: была ли Россия сословно-представительной монархией? Проблемное домашнее задание: в чём сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и генеральных штатов во Франции?

     

    Урок 3. Опричнина. Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину? Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

     

    Урок 4. Внешняя политика России при Иване 4. Проблемный вопрос: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе и Юге? Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана Грозного?

     

    Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время. Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.

    Вопросы

    1.     Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?

    2.     Ваше отношение к личности Ивана 4.

    3.     Альтернативные пути развития России при Иване Грозном.