Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Условия успеха деятельности учителя на уроке

    Условия успеха деятельности учителя на уроке  

    (из опыта работы)

     

    Основная задача современной школы – воспитание всесторонне развитой личности школьника, готовой к самоопределению и самореализации.

    Проблема повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса имеет множество аспектов. Достигается это путём повышения производительности обучения, совершенствованием методики преподавания, максимальным использованием мыслительных возможностей учащихся, активизацией их самостоятельного, творческого мышления.

    Интерес к учёбе возможен лишь тогда, когда учащиеся являются не только объектом, но и субъектом познавательного процесса. Иными словами, когда им не просто подносят знания, а помогают мыслить, приучают к активной самостоятельной работе. Современная педагогика ориентирует учителей на творческий подход к делу, выбор оптимальных сочетаний различных методов, средств и форм обучения и воспитания. Ученики не прощают учителю бездумный пересказ учебника по теме урока. Вывод учащихся однозначен: слушать на уроке нечего, можно и самим прочесть дома.

    Следовательно, я стараюсь обеспечить на уроке приток свежих сведений из различных источников, даю советы, что прочитать, посмотреть, услышать; предоставляю желающим возможность дополнить учительское повествование и поощряю их за это более высокой оценкой.

    Стремлюсь найти для каждого урока свою «изюминку» - интересный пример (эпизод, биографическая деталь, высказывание, цифровой показатель и т.п.), способный оживить мой рассказ, несущий смысловую нагрузку, уточняющий и углубляющий то или иное фундаментальное положение. Наряду с глубиной особое значение имеет яркость сообщаемой учащимся информации, воздействующей как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Наконец устойчивый и глубокий интерес к предмету обеспечивается разнообразной и увлекательной внеурочной работой.

    Учитель не добьётся успеха, если не сумеет установить контакт с классом, основанный на доверии, взаимопонимании и любви к предмету. Это достигается далеко не сразу, но многое зависит от первых впечатлений. Поэтому при первом появлении в новом классе посвящаю вводный урок взаимному знакомству и стараюсь, как говорится, показать  товар лицом, чтобы учащиеся запомнили этот урок надолго.

    Все мы знаем принципы выдающегося советского педагога А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Последняя безусловно нужна, и учащиеся принимают разумную и последовательную требовательность. Но нельзя забывать об уважении, доброжелательности, заботливости и внимании к детям, создании в коллективе стиля доверия, обязательного поощрения всех хороших дел и начинаний. Всегда помню, что в современной педагогике человечность – стержень успеха учебно-воспитательного процесса.

     

    Работа на уроке

    Проблемное обучение

    Среди методов обучения, направленных на интенсификацию урока, особое место занимает проблемное обучение. Конечно же в своей практике я широко использую весь арсенал методических средств и приёмов – объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод и др. Поэтому проблемное обучение отнюдь не является универсальным  видом обучения.

                Однако ни один другой метод так не способствует наиболее полному использованию мыслительных возможностей учащихся, а следовательно, повышению эффективности учительского труда, как проблемное обучение.

                  Если в результате применения объяснительно-иллюстративного метода учитель в лучшем случае добьётся пусть и осознанного, но пассивного усвоения материала, то активизация учащихся путём включения их в поисковую деятельность, привлечение к самостоятельному решению тех или иных проблем развивают творческие способности и умение мыслить.

                   Формируется дух поиска, умение анализировать и синтезировать, появляется личная ответственность за качество приобретаемых знаний. Учащиеся привыкают не механически заучивать, а осмысливать учебный материал, развивается их мышление.

                    Проблемное обучение способствует целенаправленной оптимизации педагогического процесса. Вместе с тем проблемное обучение является и наиболее сложным и наименее разработанным средством методического арсенала.

                    Условия успеха проблемного обучения весьма разнообразны. Необходим дифференцированный подход к разным по уровню и подготовленности классам и учащимся. Задачи усложняю постепенно. Причём, при необходимости упрощаю их, прихожу на помощь классу. Для выполнения некоторых заданий приходится перераспределять программные часы: сэкономив на одном, выделить дополнительные часы для другого.

                     Проблемное обучение можно подразделить на три  типа (в порядке возрастания сложности и увеличения доли самостоятельной работы учащихся): проблемное изложение, поисковая беседа, исследовательский метод.

    Проблемное изложение

    В этом случае самостоятельность учащихся ещё не велика. Они лишь следят за поиском, который ведёт учитель. Но в этом случае учитель не просто сообщает факты и делает выводы, как при объяснительно-иллюстративном рассказе, а рассуждает, показывает движение мысли к истине, создаёт атмосферу поиска, заставляет класс сопереживать. При этом надо обязательно помнить, что монотонность речи учителя недопустима. Необходимы образность, эмоциональность, логичность, убедительность изложения. Яркие слова, крылатые выражения, передача прямой речи – вот путь не только к уму, но и к сердцу учащихся. В качестве примера проблемного изложения приведу фрагмент урока в 9-м классе «НЭП». Обрисовываю обстановку после окончания гражданской войны и иностранной интервенции в стране: хозяйственная разруха, голод. Основная часть населения – крестьяне недовольны политикой «военного коммунизма», продразвёрсткой, не  заинтересованы производить больше продуктов. Всюду мелкобуржуазные контрреволюционные мятежи, заколебался рабочий класс с крестьянством. В партии поднимает голову оппозиция. Троцкий и его сторонники требуют продолжить политику «военного коммунизма». Бухарин призывает к «пролетарскому принуждению» в отношении крестьянства.

    Кто же прав? Где выход из создавшегося положения? Как привлечь крестьянство к социалистическому строительству?

    Перед глазами учеников возникла проблемная ситуация – дальнейшее сохранение исчерпавшей себя политики «военного коммунизма» грозит гибелью завоеваниям Октября, срочно нужна новая экономическая политика. В результате возникает известный ленинский план: заменить продразвёрстку продналогом значительно меньшим по размеру.

    Однако имелось серьёзное «но». Восстановление свободы торговли означало свободу накопления, чем немедленно могли воспользоваться кулаки в деревне и остатки эксплуататорских классов в городе. Короче ленинский план означал неизбежное восстановление капитализма? Как же так? С одной стороны НЭП обеспечивает построение социализма, а с другой – происходит реставрация капитализма. Кто же победит? Не подорвёт ли нэп социалистические завоевания? Продолжая объяснять, предлагаю учащимся задуматься над вопросом :»Что дала стране новая экономическая политика?».

        Как видим, при проблемном изложении, несмотря на кажущуюся пассивность учащихся, риторические вопросы и рассуждения активизируют класс и включают в атмосферу научно-доказательного поискового мышления. На практике проблемное изложение зачастую перерастает в следующий метод проблемного обучения – поисковую беседу. Многие ученики не удовлетворены ролью слушателей и стремятся сами ответить на вопросы учителя.

    Поисковая, эвристическая беседа.

    При этом методе самостоятельность учащихся на уроке возрастает. Учитель время от времени прерывает свой рассказ и обращается к классу с вопросами типа «А почему?», «а как вы думаете?», «подтвердите» и т.п. Поисковая беседа – это самая распространённая форма проблемного обучения и используется на большинстве уроков, включая уроки-лекции.

    В зависимости от сложности задания степень охвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений небольшой группы наиболее подготовленных учащихся до фронтального письменного ответа всего класса.

    Независимо от количества активных участников ученики как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод ещё называют частично-поисковым.

    Выбор вопросов для заданий должен способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа сущности явлений общественной жизни (классовая оценка событий и их значения, выяснение причинно-следственных связей, тенденций развития, сравнение родственных и противоположных событий и явлений и т.п.).

    Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, убеждения и жизненный опыт. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого целостного процесса познания.

    Здесь следует позаботиться о краткой и четкой формулировке задания. Наконец, поскольку при выполнении задания первоначально какие-то выводы и обобщения учащиеся делают самостоятельно, обязательна проверка результата их работы и внесение в случае необходимости соответствующих коррективов.

    В разнообразных фрагментах уроков возможен вариант, когда в поисковой беседе участвуют только наиболее подготовленные учащиеся. Между тем метод поисковой беседы позволяет в некоторых случаях включить в активную познавательную деятельность весь класс, когда логическое задание даётся не только желающим, но и всем ученикам без исключения. Примером такой активизации может служить урок по всеобщей истории «Экономическое развитие Германии в конце 19-начале 20в.». В начале урока ставится познавательная задача: выслушав рассказ учителя об экономическом развитии страны, самостоятельно выяснить причины быстрого промышленного развития Германии. Затем мобилизую опорные знания учащихся.

    - Для грамотного ответа, - предупреждаю, - надо чётко представлять три условия нормального развития капиталистической промышленности. Кто знает эти три условия? Выясняются три условия. Изложение материала строится так, чтобы учащиеся получили информацию для размышления, исключающую прямое подсказывание.

    _ Итак, - заключаю, - всем достать тетради. Время для ответа на поставленный вопрос три минуты.

    Подобные задания учащиеся воспринимают с интересом. Они знают, что неудачные ответы остаются без последствий, а удачные поощряются высокой оценкой.

    Однако максимальная активизация учащихся, пробуждение их самостоятельности и творческого мышления достигаются в следующей разновидности проблемного обучения- исследовательском методе.

    Исследовательский метод.

    В отличие от поисковой беседы в исследовательском методе самостоятельность учащихся достигает наиболее высокого уровня. Исследование включает все этапы поисковой деятельности: осознание проблемы, в случае необходимости знакомство с дополнительными источниками и составление плана поиска; наблюдение, обдумывание, рассуждения, доказательства; иногда дискуссия в ходе попытки найти правильное решение; формулировка выводов и т. д.

    Цель исследовательского метода – научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания.

    Вместе с тем не надо забывать, что ученик в процессе исследования устанавливает истины, новые только для него. Иными словами, речь идёт об учебном исследовании. Хотя в отличие от поисковой беседы учащиеся совершают «открытия» более самостоятельно, роль учителя в исследовательском методе не уменьшается, а возрастает. Он ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию, обеспечивает учащихся необходимым  фактическим материалом, руководит их деятельностью.

    Исследовательский метод требует от учащихся использования разнообразных источников. Помимо изложения учителя и текста учебника, учащиеся обращаются к дополнительной литературе, периодической печати, документам и др.

    Поисковая беседа, где проблемная ситуация возникает эпизодически, не вызывает, как правило, необходимости в заблаговременной специальной подготовке учащихся.

    Исследовательский метод предусматривает предварительные задания разной степени сложности:

    Особенно ценны задания на сравнение. Например: выяснить общие черты и отличия в экономике, государственном устройстве, внутренней и внешней политике, рабочем движении и т.п. тех или иных стран. Другой пример: установить общие тенденции развития стран  Западной Европы в определённый период истории.

    Такие задания многоплановы по результатам: выясняются устойчивость и глубина знаний, умение сравнивать, анализировать и синтезировать, отделять главное от второстепенного, наглядно проявляются убеждения учащихся.

    К исследовательскому методу класс приучается постепенно, переходя от сравнительно простых заданий к более сложным. При этом сложность задания определяется не столько объёмом, сколько содержанием мыслительной работы учащихся

    Исследовательские задания весьма разнообразны по дидактическим целям, объёму и содержанию. Они могут включать один или несколько вопросов, охватывать материал части или целого урока, нескольких уроков, большой темы или даже целого курса.

    Исследовательский метод при всей его ценности несомненно более сложен и трудоёмок для учащихся, чем поисковая беседа. Применяется в разумных пределах, учитывая подготовленность класса.

    Выводы.

    Для успеха работы важно, чтобы предлагаемые учащимся разнообразные познавательные задания включали ключевые основополагающие идеи, которые пронизывают весь курс и придают ему мировоззренческую направленность.

    Задания должны быть полноценны с научной, идейной точки зрения и иметь связь с ранее изученным материалом, то есть опираться на знания и навыки учащихся

    Чтобы учащиеся могли успешно справиться с заданием, необходимо снабдить их достаточным количеством ярких, образных, научных исторических фактов и сведений. Очень важна строгая логичность в изложении материала. Следует разумно сочетать уровень сложности задач с их доступностью, применяя принцип «от простого к сложному».

     Трудно переоценить педагогические возможности проблемного обучения. Учащиеся вовлекаются в более сложный механизм познавательной деятельности, чем при объяснительно-иллюстративном методе. Всемерно используются их мыслительные возможности. Активизация творческого поиска способствует приобретению более глубоких и осознанных знаний, развитию самостоятельного мышления. Помимо самостоятельности, вырабатываются другие качества мышления: глубина и широта, гибкость, систематичность, логичность и т.д. Формируются основы мировоззрения. Творческий труд на уроке воспитывает творческий подход к любой работе.

    Решение познавательных задач не позволяет учащимся отвлекаться от урока и обеспечивает занятость и напряженную работу всего класса.

    Радость собственных, пусть маленьких открытий резко повышает заинтересованность учащихся предметом.

    Вырабатываются навыки самообразования и самодеятельности. Облегчается домашняя работа учащихся, так как усвоение нового материала происходит в основном на уроке .Осуществляется индивидуализация обучения. Усиливается организационная роль учителя, который выступает не просто источником информации, но и руководителем процесса усвоения знаний и развития учащихся. Улучшается контроль со стороны учителя за ходом учебно-воспитательной работы, так как проблемное обучение наглядно показывает, как знания усваиваются и перерабатываются учениками.

    А в целом происходит интенсификация урока и значительно повышается его результативность.