Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

    Тема: «Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого».

    Цель: Обобщить полученные знания по разделу «Произведения Л. Н. Толстого».

    Оборудование: книги Л. Н.Толстого, портрет Л. Н.Толстого, плакат с высказыванием «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», модели трех топоров, реки (для инсценировки басни «Мужик и Водяной).

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок литературного чтения.

    II.Сообщение темы и целей урока.

    -Посмотрите на доску (на доске портрет Л. Н.Толстого, плакат с его высказыванием, выставка его книг)

    -Ребята, какие мысли возникли у вас по поводу того, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

    -Почему вы так считаете?

    III.Обобщение знаний по творчеству Л. Н.Толстого:

    а)вступительная беседа с учащимися;

    -Прочитайте это высказывание.

    «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

    -Как вы понимаете смысл данных слов?

    -Ребята, прошло много времени, но эти слова считаются поучительными, нужными, актуальными. Как вы считаете, почему?

    -Вы абсолютно правы, современному миру нужно больше добра.

    б)рассказ уч-ся о Л. Н.Толстом;

    -Ребята, а теперь вглядитесь в портрет писателя. Ведь лицо, глаза могут о многом рассказать.  (   Л. Н.Толстой был добрым человеком, т. к. у него добрые глаза. Мудрым, видно по лицу)

    -Но об этом человеке вы очень многое узнали. Расскажите:

    Лев Николаевич Толстой принадлежа к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н.Толстого были сестрами.

    Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

    Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, пода в отставку и посвяти свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. Умер в поезде от воспаления легких.

    в)повторение изученных произведений; работа со схемой;

    -Ребята, а теперь давайте вспомним, какие по жанру произведения писал Л. Н.Толстого. Поработаем со схемой в тетради. (на доске тоже выкладываю)

     

    Жанры произведений Л. Н. Толстого

    Быль

    Рассказ

    Басня

    Сказка

    Былина

    Очерк

     

     

     

     


    -Приведите примеры из известных произведений.

    1.Рассказы: «Акула», «Лев и собачка», «Черепаха», «Русак», «Лебеди».

    -Что вы можете сказать о рассказах Л. Н.Толстого? (среди его рассказов есть научно-познавательные, в которых содержатся факты, например о животных, о их жизни, видах)

    -Ребята из рассказа «Русак» вы учили наизусть отрывок. Вспомните и расскажите.(один уч-ся читает наизусть).

    2.Сказки: «Два брата», «Ореховая ветка», «Как мужик гусей делил»,  «Мальчик с пальчик», «Царское новое платье».

    -А что вы можете сказать о сказках Л. Н.Толстого?

    -Верно, он писал свои сказки, а также обрабатывал Русские народные сказки или зарубежных авторов Ш. Перро, Х. Андерсена.

    3.Басни: «Мужик и водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы и лягушки»

    -Что можете сказать о баснях Л. Н.Толстого? Чем они отличаются от басен Крылова, Измайлова, Эзопа?

    -Верно, в его баснях скрытая мораль.

    -А как же тогда понять, какова мораль, если она скрыта? (ее можно понять, ответив на вопрос: «Чему учит басня?»

    -Ребята, давайте инсценируем басню Л. Н.Толстого «Мужик и водяной», заодно и отдохнем. (4 уч-ся инсценируют басню)

    -Вы знаете очень много пословиц. Вспомните и скажите, какая может быть моралью этой басни.

    1.Честному человеку честь и поклон.

    2.Погнался за ковригой, да ломоть потерял.

    -Объясните свой выбор.

    4.Были: «Прыжок», «Кавказский пленник», «Котенок», «Филиппок».

    -Чем они отличаются от других произведений? (Толстой писал истории, которые были на самом еле, был очевидцем каких – то событий)

    5.Былины:«Светогор – богатырь», «Как боролся русский богатырь»

    -Толстой писал их, брав за основу русские народные былины.

    6.Очерки:«Воспоминания Л. Н.Толстого»

    -Ребята, а что такое очерк?

    Очерк – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В очерке нет вымысла.

    -Что же вы узнали из воспоминаний Л. Н.Толстого?

    г)работа с выставкой книг, рассказ уч-ся о принесенной книге Л. Н.Толстого по плану;

    -А сейчас давайте обратимся к выставке книг, которые вы принесли.

    -Расскажите о своей книге.               

                             План:

    1.Название книги (фамилия автора и заглавие)

    2.Какая это книга: сборник или одно произведение?

    3.Сколько в ней произведений (работа с содержанием)

    4.Аннотация.

    5.Кто иллюстрировал и оформил книгу?

    6.Какие произведения вошли в содержание книги?

    Какие уже знакомы?

    7.Есть ли сведения об авторе?

    8.Отзыв о прочитанном произведении.     (рассказ 1-2 учеников).

    д) игра: «Угадай жанр произведения»

    (подготовленный ученик читает произведение, а дети должны догадаться, какое это произведение по жанру)

    IV.Итог урока.

    -Ребята, наш урок подходит к концу. Я хочу поделить на две группы. У вас у каждого на парте лежат листочки. Сейчас вы должны написать небольшое письмо. Ученики 1 группы напишут письмо в прошлое. Если бы Л. Н.Толстой был бы еще жив, что бы вы ему написали после сегодняшнего урока.  2группа напишет письмо в будущее, детям, которые скоро пойдут в школу, что бы вы им написали после сегодняшнего урока.              (обмен мнениями)

    V.Выставка оценок.

    VI. Домашнее задание: рассмотреть учебник, посмотреть, как называется следующий раздел, над которым будем работать на уроке. Найти сведения об авторе.

     

    Муниципальное образовательное учреждение

    Ливенская общеобразовательная средняя школа.

     

     

     

    Открытый урок по литературному чтению

    в 4 классе

     

     

     

    учитель начальных

    классов Агеева С. А.

     

     

     

    2009 – 2010 уч. год.

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!