Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

КОНСПЕКТ открытого урока по окружающему миру в 1-ом классе (по УМК – «Перспективная начальная школа»)

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Ливенская средняя общеобразовательная школа»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    КОНСПЕКТ

    открытого урока

    по окружающему миру

    в 1-ом классе

    (по УМК – «Перспективная начальная школа»)

     

     

     

     

     

     

      Учитель:

    Агеева

    Светлана

    Анатольевна

     

     

     

     

     

     

     

     

    февраль, 2011 г.

    Тема: «Какие растения весной цвести торопятся»

     

    Цели: Дать представление об изменениях в жизни растений весной, познакомить 

                детей с разнообразием растений первоцветов;

     Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

     

    Оборудование: картина весенней лесной поляны,

                               красочные изображения цветов первоцветов,

                               большого улыбающегося Солнышка.

     

    Ход урока:

     

    1.    Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

             - А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

    Я желаю вам успехов!

     

    2.    Актуализация знаний и сообщение темы урока.

    - Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?

    ( О том, что скоро наступит весна)

                                 ***

    Весна как девчонка игривая,

    Ручьями задорно поёт,

    И нас по тропинке извилистой

    На лоно природы зовёт.

    - Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.

    (Вывешивается картина весенней лесной поляны)

    - Посмотрите и скажите, что происходит в природе с наступлением весны?

    (Ярче светит солнце, начинает таять снег)

    - Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).

    - А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?

    (Украсить цветами)

    - Верно, украсят нашу полянку цветы и поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Какие растения весной цвести торопятся».

     

    3.    Изучение нового материала.

    а) знакомство с раннецветущими травянистыми растениями.

    - Весна – пора пробуждения природы. Солнце светит ярко и посылает на

    землю много тепла. Тает снег, и появляются первые весенние цветы.

    - Ребята, а кто из вас знает, как называются цветы, появляющиеся ранней

    весной? (Это подснежники).

    - Верно, ребята! (выходит ученик с рисунком подснежника, читает

    стихотворение и крепит рисунок на доску).

                                                    ***

    Самый первый, самый тонкий

    Есть цветок с названьем нежным.

    Как привет капели звонкой,

    Называется подснежник!

    - Ребята, едва сходит снег, зацветают травянистые растения, которые назвали подснежниками. Кто-то говорит, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие утверждают, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи твердят, что он белый, как снег, который не успел растаять. Кто же из них прав? Как ни странно все! Часто подснежниками называют любые цветы, которые первыми показываются из-под снега – порой даже прежде, чем он сойдёт. Среди всех так называемых подснежников есть один настоящий – галантус. Это многолетнее растение, выпускающее ранней весной два узких листа и стрелку с белым изящным цветком. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.

    - А какие ещё цветы часто так же называют подснежниками?

    (подготовленные заранее дома ученики, называют растение, читают стихотворение, крепят рисунок на доску).

                                                            ***

                                                            Ветреница.

                                          На снежинки похожи цветки,

                                          Как снежинки, белы и легки,

                                          Как снежинки, изящны, прекрасны,

                                          Ветерка дуновенью подвластны.

     

             - Ребята, это растение получило такое название за то, что его цветок на  тонком стебельке качается даже от лёгкого ветерка. К тому же это растение ядовито. Содержащиеся в нём вещества действуют на сердце. Но листья ветреницы используют в медицине, как потогонное и усиливающее действие почек и лёгких средство.

                                                           ***

                                                       Мать - и - мачеха.

                                          Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.

                                          Распустился у реки солнечный цветок.

                                          Только тучка набежала, сжались лепесточки.

                                          На зелёных стебельках – круглые комочки.

     

             - Ребята, странное название этого растения связано со строением его листа: сверху лист тёмно-зелёный, гладкий, а снизу – укрыт толстым слоем волосков. Если приложить листок к щеке внешней стороной, то вы почувствуете жёсткий холодок, а если перевернёте и приложите другой стороной – почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло им холод мачехи! Это тоже лекарственное растение: отличное средство от кашля.

    ***

                                                       Прострел.

                                          На проталинке прострел,

                                          Как пучок лиловых стрел.

                                          На мохнатых стебельках

                                          Капли солнышка в цветках.

     

             - Подснежником называют и прострел или сон-траву. Ранней весной в сосновом бору можно увидеть фиолетовые цветы на короткой ножке. Почему же прострел зовут сон-травой? Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну с этими цветами, якобы засыпают от испарения растения. Однако, оно, хотя и ядовито, такого действия не оказывает.

      ***

          Медуница.

    Что случилось с медуницей,

    Медуницей-небылицей?

    Вроде розовой была?

    Посинела… Отцвела!

     

             - Ребята, медуницу ещё называют цветок-колдунья, потому что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Сначала колокольчики розовые, потом становятся пурпурными, затем фиолетовые, а когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие.

              ***

            Крокус.

    Посмотрите, что за фокус?

    Из-под снега вылез крокус.

    На ветру замёрз слегка,

    Но прекрасней нет цветка!

             - Первые крокусы зацветают одновременно с подснежниками. Цветущие весной крокусы – это прекрасное зрелище.

     

    4.    Физминутка.

    Вы, наверное, устали?

    Ну тогда все дружно встали.

                                          Руки подняли и покачали –

                                          Это цветы в лесу.

                                          Руки согнули, кисти встряхнули –

                                          Так ветер сбивает росу.

                                          В стороны руки, плавно помашем –

                                         Это к нам птицы летят.

                                          Как они сядут, тоже покажем,

                                          Руки отставим назад!

     

    а) знакомство с новыми цветами (по учебнику, с. 49)

    - Ребята, а теперь откройте учебники, рассмотрите цветы, которые весной цвести торопятся, и скажите, с какими из них мы ещё не познакомились?

    (Учащиеся называют растения, а учитель рассказывает о них).

     

                                                            Первоцвет.

    - Этот цветок известен всему миру как примула. Он похож на связку золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет без разрешения пробраться в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.

     

                                                            Хохлатка.

    - Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырёх сросшихся лепестков, верхний со шпорцем. Растение лекарственное.

                                                            Печёночница.

    - Стоит земле освободиться от снежного покрова, как в тенистых лесах зацветает печёночница, маленькое растение с голубыми листами.

     

    б) беседа с учащимися об охране первоцветов.

    - Итак, ребята, вот и познакомились мы с растениями-первоцветами. Они не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями.

    - Как называются такие растения?

    (Лекарственные).

    - Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?

    - Ребята, берегите первоцвет! Ведь многое из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!

     

    в) творческая работа учащихся

    - А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.

    (со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).

    - Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.

    - Какой она была в начале урока?

    - А какой стала теперь?

    - Благодаря кому она так похорошела?

     

    5.    Итог урока.

    - Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Что вам особенно запомнилось?

    - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    (Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение)

    - Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

    - Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!

    - Какое у вас настроение?

    - У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.

    Спасибо вам!

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!