Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (В.С.Кузин)

    Рабочая программа

     

     

     

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     

    (В.С.Кузин)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     

    (В.С.Кузин)

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» образовательного  минимума содержания начального общего  образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительного искусства.

     

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    v  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    v             развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

    Ø   1 четверть «И снова осень к нм пришла»;

    Ø   2 четверть «В мире сказок»;

    Ø   3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;

    Ø   4 четверть «В каждом рисунке – солнце».

     

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:

    v  рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;

    v  рисование на темы - 8 часов;

    v  декоративная работа – 7 часов;

    v  лепка – 3 часа;

    v  аппликация – 2 часа;

    v  беседа об  изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

     

     

    В течение учебного года учащиеся  должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

    ü   понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

    ü   простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного или теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

    ü   доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России  (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

    ü   начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

    К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

    ü   выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

    ü   чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

    ü   сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линия симметрии в рисунках с натуры и узорах;

    ü   правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

    ü   выявлять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

    ü   соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение,  прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

    ü   чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

    ü   выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

    ü   использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

    ü   творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками  в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

    ü   использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

    ü   расписывать готовые изделия согласно эскизу;

    ü   применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

     

    Тематическое  планирование учебного  материала  на  1 – 2 полугодие 200…–200… учебного года.

     

    Предмет: изобразительное искусство                класс: 3         учитель: Матящук Лариса Григорьевна                           Кол – во часов: 1 

    Программа (гос.,  авт., кто  автор): Изобразительное искусство В.С.Кузин -  М.: Просвещение, 2001 г. 

    Наличие  методических разработок для  учителей: 

     

    П Л А Н И Р О В А Н И Е

    1 четверть (9 часов)

    «И снова осень к нам пришла»

    Дата

    п/п

    Тема урока

    Кол – во

    часов

    Вид урока

    Дополнительный дидактический материал

     

    1

    Прощаемся с теплым летом

    1

    Рисование по памяти и представлению

    Репродукции Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина, стих. Ю.Щербакова

     

    2-3

    Осенние листья сложной формы

    2

    Рисование с натуры

    Репродукция И.И.Левитана, коллекция осенних листьев, стих.В.Политова

     

    4-5

    Русская матрешка в осеннем уборе

    2

    Декоративное рисование

    Образцы русских матрешек,, нар. творчество

     

    6

    Дары осеннего сада и огорода

    1

    Рисование с натуры

    Репродукция Т.Н.Яблонской, муляжи, стих.

     

    7-8

    Мы осенью готовимся к зиме

    2

    Декоративное рисование

    Образцы декоративно-прикладного искусства, загадки

     

    9

    Сказка в произведениях русских художников

    1

    Беседа

    Репродукции – В.М.Васнецова, И.Я. Билибина, М.А.Врубель

     

    2 четверть (7 часов)

    «В мире сказок»

     

    10-11

    Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

    2

    Рисование сказочных сюжетов

    Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка  о  царе Салтане», музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

     

    12

    Игрушка «Золотая рыбка»

    1

    Рисование с натуры

    Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка  о  царе Салтане», стих. А.А.Фета, загадка

     

    13

    В сказочном подводном царстве

    2

    Тематическое рисование

    Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», изобр. рыб, музыка из балета

     

    14

    Сказочный букет

    1

    Лепка

    Образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства

     

    15

    Готовим наряд для сказочной елки

    1

    Декоративное рисование

    Стих.В.Политова «Елочка», песня «Новогодняя хороводная»

     

    16

    Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок

    1

    Декоративное рисование

    Стих. Е.Серовой «Гости», А.Блок «Фейерверк»

    3 четверть (10 часов)

    «Труд и отдых людей зимой и весной»

     

    17

    Труд людей зимой

    1

    Тематическое рисование

    Репродукция картины А.А. Дейнеки,  стих Ю.Щербакова

     

    18

    Городские и сельские стройки

    1

    Тематическое рисование

    Слайды. репродукции, фотографии Кремля, стихотворения

     

    19

    Орудия труда человека

    1

    Рисование с натуры

    Детские игрушки (ведро, лопатка), загадки

     

    20-21

    Веселые игрушки

    2

    Декоративное рисование

    Образцы (слайды, фотографии) богородской деревянной игрушки

     

    22

    Красота в умелых руках

    1

    Декоративное рисование

    Иллюстрации произведений различных народных промыслов

     

    23

    Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке

    1

    Аппликация

    Образцы (слайды. фотографии) вышивки

     

    24-25

    Домашние животные

    2

    Лепка

    Таблицы с изображением животных, загадки

     

    26-27

    Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

    2

    Рисование выбранного сюжета

    Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова

    4 четверть (8 часов)

    «В каждом рисунке - солнце»

     

    28-29

    Полет на другую планету

    2

    Тематическое рисование

    Фотографии и рисунки на тему космоса

     

    30

    Ветка вербы

    1

    Рисование с натуры

    Иллюстрация ветки вербы, стихотворение А.А.Фета «Верба»

     

    31-32

    Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод»

    2

    Рисование выбранного сюжета

    Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари

     

    33

    Весна в произведениях русских художников

    1

    Беседа

    Репродукции – Ф.Васильева «Оттепель», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.

     

    34

    Пусть всегда будет солнце

    1

    Тематическое рисование

    Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», стих.А.Пришелец «Наш край», М.В. Исаковский «Родина»

    Рабочая программа

     

     

     

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     

    (В.С.Кузин)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     

    (В.С.Кузин)

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» образовательного  минимума содержания начального общего  образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительного искусства.

     

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    v  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    v             развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

    Ø   1 четверть «И снова осень к нм пришла»;

    Ø   2 четверть «В мире сказок»;

    Ø   3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;

    Ø   4 четверть «В каждом рисунке – солнце».

     

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:

    v  рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;

    v  рисование на темы - 8 часов;

    v  декоративная работа – 7 часов;

    v  лепка – 3 часа;

    v  аппликация – 2 часа;

    v  беседа об  изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

     

     

    В течение учебного года учащиеся  должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

    ü   понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

    ü   простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного или теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

    ü   доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России  (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

    ü   начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.

    К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

    ü   выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

    ü   чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

    ü   сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линия симметрии в рисунках с натуры и узорах;

    ü   правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

    ü   выявлять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

    ü   соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение,  прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

    ü   чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

    ü   выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

    ü   использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

    ü   творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками  в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

    ü   использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

    ü   расписывать готовые изделия согласно эскизу;

    ü   применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

     

    Тематическое  планирование учебного  материала  на  1 – 2 полугодие 200…–200… учебного года.

     

    Предмет: изобразительное искусство                класс: 3         учитель: Матящук Лариса Григорьевна                           Кол – во часов: 1 

    Программа (гос.,  авт., кто  автор): Изобразительное искусство В.С.Кузин -  М.: Просвещение, 2001 г. 

    Наличие  методических разработок для  учителей: 

     

    П Л А Н И Р О В А Н И Е

    1 четверть (9 часов)

    «И снова осень к нам пришла»

    Дата

    п/п

    Тема урока

    Кол – во

    часов

    Вид урока

    Дополнительный дидактический материал

     

    1

    Прощаемся с теплым летом

    1

    Рисование по памяти и представлению

    Репродукции Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина, стих. Ю.Щербакова

     

    2-3

    Осенние листья сложной формы

    2

    Рисование с натуры

    Репродукция И.И.Левитана, коллекция осенних листьев, стих.В.Политова

     

    4-5

    Русская матрешка в осеннем уборе

    2

    Декоративное рисование

    Образцы русских матрешек,, нар. творчество

     

    6

    Дары осеннего сада и огорода

    1

    Рисование с натуры

    Репродукция Т.Н.Яблонской, муляжи, стих.

     

    7-8

    Мы осенью готовимся к зиме

    2

    Декоративное рисование

    Образцы декоративно-прикладного искусства, загадки

     

    9

    Сказка в произведениях русских художников

    1

    Беседа

    Репродукции – В.М.Васнецова, И.Я. Билибина, М.А.Врубель

     

    2 четверть (7 часов)

    «В мире сказок»

     

    10-11

    Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

    2

    Рисование сказочных сюжетов

    Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка  о  царе Салтане», музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

     

    12

    Игрушка «Золотая рыбка»

    1

    Рисование с натуры

    Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка  о  царе Салтане», стих. А.А.Фета, загадка

     

    13

    В сказочном подводном царстве

    2

    Тематическое рисование

    Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», изобр. рыб, музыка из балета

     

    14

    Сказочный букет

    1

    Лепка

    Образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства

     

    15

    Готовим наряд для сказочной елки

    1

    Декоративное рисование

    Стих.В.Политова «Елочка», песня «Новогодняя хороводная»

     

    16

    Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок

    1

    Декоративное рисование

    Стих. Е.Серовой «Гости», А.Блок «Фейерверк»

    3 четверть (10 часов)

    «Труд и отдых людей зимой и весной»

     

    17

    Труд людей зимой

    1

    Тематическое рисование

    Репродукция картины А.А. Дейнеки,  стих Ю.Щербакова

     

    18

    Городские и сельские стройки

    1

    Тематическое рисование

    Слайды. репродукции, фотографии Кремля, стихотворения

     

    19

    Орудия труда человека

    1

    Рисование с натуры

    Детские игрушки (ведро, лопатка), загадки

     

    20-21

    Веселые игрушки

    2

    Декоративное рисование

    Образцы (слайды, фотографии) богородской деревянной игрушки

     

    22

    Красота в умелых руках

    1

    Декоративное рисование

    Иллюстрации произведений различных народных промыслов

     

    23

    Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке

    1

    Аппликация

    Образцы (слайды. фотографии) вышивки

     

    24-25

    Домашние животные

    2

    Лепка

    Таблицы с изображением животных, загадки

     

    26-27

    Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

    2

    Рисование выбранного сюжета

    Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова

    4 четверть (8 часов)

    «В каждом рисунке - солнце»

     

    28-29

    Полет на другую планету

    2

    Тематическое рисование

    Фотографии и рисунки на тему космоса

     

    30

    Ветка вербы

    1

    Рисование с натуры

    Иллюстрация ветки вербы, стихотворение А.А.Фета «Верба»

     

    31-32

    Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод»

    2

    Рисование выбранного сюжета

    Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари

     

    33

    Весна в произведениях русских художников

    1

    Беседа

    Репродукции – Ф.Васильева «Оттепель», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.

     

    34

    Пусть всегда будет солнце

    1

    Тематическое рисование

    Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», стих.А.Пришелец «Наш край», М.В. Исаковский «Родина»