Муниципальное образовательное учреждение
Ливенская общеобразовательная средняя школа
Педагогический совет на тему «Уклад школы – основа успешности ученика».
Подготовила: зам. директора по УВР Бахтина Т.О.
1.Подготовка заседания педагогического совета
Первый этап «Договоримся о понятиях»
По толковым словарям были определены ведущие понятия темы: уклад, успешность, успех.
По Ожегову:от успешный – заключающий в себе успех, удачный.
Успех:
1) удача в достижении чего-либо;
2) общественное признание;
3) хорошие результаты в работе, учёбе.
По Далю:успех от успеть – достигать желаемого.
По Ожегову:удача – нужный или желательный исход дела.
Уклад:
По Ожегову:установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни и т.п.
По Далю:устройство, учреждение, порядок, устав.
Второй этап «Определение целей планируемого заседания педагогического совета»
Цели заседания педсовета:
- сформировать позицию педагогического коллектива по проблемам формирования личности успешного гражданина и человека;
- охарактеризовать ключевые составляющие этого процесса;
- выявить имеющиеся в школе ресурсы для формирования личности успешного гражданина и человека.
Третий этап «Постановка задач, решение которых будет осуществляться в ходе заседания педагогического совета»
Модуль 1. «Успешный ученик»;
Модуль 2. «Родители успешного ученика»;
Модуль 3. «Учитель успешного ученика»;
Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека».
Вопросы для модулей
Модуль 1. «Успешный ученик»
1.Какими ключевыми компетенциями должен обладать выпускник школы, чтобы достичь успешности в жизни? Что представляет собой модель выпускника школы?
2.Определите алгоритм действий педагогического коллектива школы по формированию личности успешного ученика на второй и третьей ступенях обучения. По каким критериям можно судить о сформированности ключевых компетенций обучающихся второй и третьей ступеней?
Модуль 2. «Родители успешного ученика»
1. Какими качествами должны обладать родители, способные воспитать успешного человека?
2. Определите алгоритм действий педагогического коллектива школы по формированию системы взаимоотношений с родителями учащихся для решения общей задачи – воспитания успешного человека.
Модуль 3. «Учитель успешного ученика»
1.Какими личными и профессиональными качествами должен обладать современный учитель – воспитатель успешного ученика?
2.Определите алгоритм формирования личности учителя успешного ученика, алгоритм формирования отношений учителя с учениками.
Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»
1.На каких принципах должно идти формирование школьного уклада – основы воспитания успешного ученика? Какие явления нынешней жизни школы способствуют формированию ситуаций, в которых появляется успешность ученика? Какие новые формы уклада жизни школы необходимо ввести в практику?
2.Определите алгоритм формирования современного уклада школы – основы успешности ученика.
Четвёртый этап «Подготовка основы презентации»
1.Изготавливаются следующие слайды для начала разработки мини – проекта «Уклад школы – основа успешности ученика»:
- тема заседания педсовета;
- определение основных понятий темы;
- иллюстрация к определению цели работы на заседании педагогического совета.
2. Заготовки для презентации каждой группы.
3. Подготовка итогового слайда – проект решения заседания педагогического совета.
Пятый этап «Техническое оснащение заседания педагогического совета»
Условия:
- четыре кабинета с мультимедийным оборудованием для работы групп;
- мультимедийное оснащение, где будет проходить заседание.
2.Ход заседания педагогического совета
Работа началась с презентации, которая помогла участникам заседания:
- уяснить понятия, указанные в названии темы;
- осознать, облечь в словесную форму основную педагогическую цель сегодняшнего дня – воспитать успешного человека и обучить его достижениям успеха в жизни.
После этого были определены задачи для каждой творческой группы, и началась работа в группах. Она продолжалась 35-40 минут.
По окончании работы в творческих группах педагогический коллектив продолжил совместную работу. Каждая из групп по запланированной логикой работы очерёдности (см. порядок модулей) представляла свои разработки и аргументировала свою позицию. После выступления каждой из групп, завязывался мини – диалог выступающих со слушателями и ведущими педсовета по тем или иным вопросам представленной темы.
Разработки творческих групп
Модуль 1. «Успешный ученик»
Модель выпускника, составляющие которой выделены первой творческой группой
(схема)
Отношение к себе и окружающим предполагает, что выпускник школы – это личность:
- уважающая себя;
- осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности;
- способная принимать решения в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
- стремящаяся к саморазвитию и самовоспитанию.
По своему мировоззрению он является:
- патриотом своего Отечества;
- гражданином общества, страны, мира;
- личностью, свободной в выборе мнения, религии, образа жизни;
- человеком, признающим моральные и юридические законы страны, человечества, уважающим свободу выбора и права других людей.
Выпускник школы – это человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему:
- быть интегрированным в мировую культуру;
- осуществлять свободный выбор области деятельности.
В отношении к труду, деятельности и своим обязанностям он отличается основными качествами:
- добросовестностью;
- старательностью;
- настойчивостью;
- самостоятельностью;
- творческим подходом к работе.
Выпускник школы – это личность:
- относящаяся к своему здоровью как важной личной и общественной ценности;
- знающая механизмы и способы поддержания здоровья и оздоровления организма;
- стремящаяся к физическому совершенствованию;
- не имеющая вредных привычек.
Наш выпускник - в будущем семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью.
Он осознаёт себя частью природы, стремится к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
Критерии сформированности ключевых компетенций обучающихся второй ступени (модельное представление)
Цель образовательной деятельности на второй ступени – формирование творчески развитой личности, способной к самоопределению и самостоятельному решению проблем.
Общеучебные умения и навыки
1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.
2.Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации.
3.Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.
4.Умение систематизировать материал в пределах учебной темы.
Здоровье
1.Самоопределение в способах достижения здоровья.
2.Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
3.Соответствие физического состояния выпускника нормативам физического развития.
Познавательная деятельность
1.Способность рассуждать.
2.Креативность.
3.Самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция
1.Социальная взрослость, ответственность за свои действия.
2.Осознание собственной индивидуальности.
3.Потребность в общественном признании.
4.Достаточный уровень воспитанности.
Критерии сформированности ключевых компетенций обучающихся третьей ступени (модельное представление)
Цель образовательной деятельности на третьей ступени – формирование творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к самореализации в общественной и профессиональной деятельности.
Общеучебные умения и навыки
1.Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения.
2.Грамотное владение устной и письменной речью.
3.Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.
4.Целостное видение проблемы, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
Здоровье
1.Осознание ценностей ведения здорового образа жизни.
2.Осознаное отношение к здоровью и физической культуре.
3.Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.
Познавательная деятельность
1.иннтеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.
2.Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.
3.Способность использовать знания на практике.
4.Рациональная организация труда, самообразования, исследовательской деятельности.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция
1.Правовая культура.
2.Коммуникативность, культура общения. Признание ценности гармоничных отношений между людьми.
3.Адекватная самооценка.
4.Чесность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
5.Профессиональное самоопределение.
6.Достаточный уровень воспитанности.
Модуль 2. «Родители успешного ученика»
Качества родителей, способных воспитать успешного человека
- способность выявить возможности ребёнка;
- умение создавать условия для всестороннего развития личности;
- терпимость к своему ребёнку;
- способность быть примером;
- умения поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.).
Формирование отношений между родителями и их детьми
1.Формирование целевых жизненных установок и активной позиции.
2.Мотивация ребёнка на успех в учёбе.
3.Воспитание правильного честолюбия и других качеств, необходимых для достижения успеха (воли, упорства, трудолюбия и. т.д.)
4.Толерантность в семье.
5.Личный пример родителей в достижении собственного успеха.
6.Партнёрские отношения между родителями и детьми.
7.Стимулирование активного участия в конкурсах и олимпиадах, формирование личного портфолио ребёнка.
8.Сохранение и укрепление семейных традиций.
Формирование отношений между школой и родителями
1.Взаимодействие администрации, классных руководителей, психолого-педагогической службы с родителями с целью выявления их образовательных запросов.
2.Организация просветительской деятельности («Час родительского ученичества», встречи со специалистами, индивидуальные консультации и т.д.).
3.Участие родителей в жизни школы:
- спонсорская помощь для укрепления материально-технической базы и при организации совместных проектов;
- приглашение специалистов для проведения просветительской деятельности и элективных курсов.
4.Проведение общественных смотров знаний.
5.Проведение встреч с родителями, достигшими успехов в различных сферах деятельности.
6.Участие в различных формах проектной деятельности в школе.
Модуль 3. «Учитель успешного ученика»
(схема)
Профессиональные качества учителя успешного ученика:
- компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);
- требовательность к себе;
- заинтересованность в результате своей работы;
- умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;
- умение сделать доступным сложный учебный материал;
- способность к постоянному самообразованию.
Личные качества учителя успешного ученика:
- доброта и внимание к ученикам и коллегам;
- умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
- организованность;
- инициативность и небезразличие;
- моральные и нравственные качества.
Успешным ученик может стать только у успешного учителя.
Отношения к собственной личности учителя успешного ученика
1.Активная жизненная позиция.
2.Стремление к расширению своего кругозора.
3.Постоянное повышение своего профессионального уровня.
4.Владение современными информационно-коммуникативными технологиями.
5.Творческий поиск, инициатива, генерация и воплощение новых идей.
Принципы взаимоотношений с учащимися
1.Уважение к личности ученика, интерес к его внутреннему миру.
2.Креативность.
3.Партнёрство и сотрудничество.
4.Толерантность.
5.Воспитание на личном примере.
Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»
Принципы формирования школьного уклада – основы воспитания успешного ученика
- демократизм;
- соуправление;
- взаимное уважение участников образовательного процесса;
- характер социального заказа;
- персонификация;
- творчество.
Достоинства школы, способствующие формированию ситуаций, в которых проявляется успешность ученика
1.Высокий рейтинг среди школ района.
2.Наличие признанных учителей.
3.Современная материально-техническая база.
4.Набирающее силу и темп олимпиадное движение, рост числа побед на соревнованиях различного уровня.
5.Активное развитие проектной деятельности.
6.Активное использование новых образовательных технологий.
7.Активные профессиональные контакты с представителями педагогической общественности различных регионов России.
8.Богатые традиции, верность которым сохраняется по сей день.
9.Крепкие связи с выпускниками прошлых лет.
Новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику:
- создать условия для развития креативности мышления всех участников образовательного процесса;
- поддерживать активную жизненную позицию каждого члена педагогического коллектива;
- создать свод правил – Школьное уложение, регулирующее права, обязанности, нормы взаимоотношений участников образовательного процесса;
- построить новую систему взаимоотношений с родителями;
- развивать ученическое самоуправление;
- разработать новую систему стимулирования, пропаганды и поощрения успехов учащихся.