Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Программа воспитания «Вместе весело шагать»

    Программа воспитания

    «Вместе весело шагать»



    1. Идеология и основные принципы организации воспитательного процесса

    Любая воспитательная система должна отвечать целям воспитания, которые ставит перед педагогом современное общество. Прежде всего это формирование у учащихся качеств, которые помогут ему состояться во взрослой жизни. К таким качествам относятся:

    • интерес к самому себе. «Кто я? Какой я? Чего хочу? Что я могу? Что я для этого умею?» — эти вопросы ученик должен научиться самостоятельно ставить перед собой и отвечать на них без боязни, не чувствуя при этом вины;

    • признание себя как личности. Ребенку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость; ему нужно помочь сформировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, чувство собственной успешности;

    • умение управлять самим собой. Каждая воспитательная система должна предоставлять школьнику право выбора того или иного решения и формировать ответственность за принятое решение перед
      самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним «Я»;

    • уважение чужого мнения. Ученик должен научиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь оказаться при этом в меньшинстве и даже в одиночестве; уметь отстаивать его и признавать свою неправоту. Каждый имеет право на ошибку. Поэтому задача взрослого — научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в них других людей, не формируя в себе комплекса вины; воспитать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам.

    • любознательность и вовлеченность в деятельность. В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется участвовать во всех делах, которые

      предлагает взрослый, проявить себя, продемонстрировать свои умения. Такая жажда деятельности формирует важное качество личности — трудоспособность;
    эмоциональная устойчивость. В развитии эмоциональной сферы взрослый должен научить учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции (прощать, не таить обиду, управлять своим страхом) и
    • избавляться от других;

    • наличие позитивной мотивации действий и поступков. Стимулом проявления положительной мотивации в деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции, перспективы.

    2. Цели и задачи воспитания

    Цели воспитательной системы класса неразрывно связаны с целями воспитательной системы школы в целом: формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию. Исходя из этого главными задачами, решаемыми данной программой воспитания, будут:

    • помощь детям в адаптации к обучению в школе, к принятию роли ученика; в овладении ими умениями и навыками освоения грамоты и счета, самостоятельного чтения;

    • привитие желания выполнять учебную деятельность, осваивать простейшие общетрудовые и специальные умения, активно участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;

     создание условий для равного проявления учащимися
    класса своих индивидуальных особенностей в учебное
    время и во внеурочной деятельности;

    • определение реальных учебных возможностей ученика; создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование у них интеллектуальной культуры, широкого кругозора и любознательности;

    • формирование у школьников понимания необходимости знаний и трудовых умений, развитие ответственного отношения к своей деятельности;

    • проведение работы по формированию детского коллектива, раскрытие содержания коллективных и индивидуальных поручений в целях развития товарищеских взаимоотношений. Развитие инициативы и самостоятельности детей при организации разносторонней жизни детского коллектива, формирование адекватной самооценки и
      объективности в оценивании поступков окружающих;

    • привитие навыков культурного поведения, знакомство

    •  

    с традициями и обычаями общения различных поколений и народов; формирование у учащихся культуры общения в системах «учитель — ученик», «ученик— ученик», «взрослый— ребенок», обучениеприемам преодоления коммуникативных проблем;

    • формирование целостного представления об окружающем мире, раскрытие роли человека в преобразовании и охране природы;

    • развитие у школьников чувства прекрасного;

    • воспитание у школьников сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, развитие самостоятельности в выполнении
      санитарно-гигиенических норм и правил дорожного движения;

    • воспитание чувства патриотизма, формирование
      осознанного отношения к значимости нравственно
      го опыта прошлого и будущего;

    • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса, организация психолого-педагогического просвещения родителей;

    • проведение работы по подготовке учащихся к переходу на вторую ступень обучения в школе (сов
      местно с психологом и учителями-предметниками
      второй ступени).

    3.Содержание воспитательной работы

    В качестве системообразующих в данной программе определены следующие виды деятельности младшихшкольников: познавательная, художественная, спортивная, трудовая, ценностно-ориентированная, общественная, свободное общение.

    Основныминаправлениями воспитательной работыявляются:

    • развитие школьного коллектива как воспитатель
      ной среды;

    • правовое воспитание;

    • формирование адекватных представлений об окружающем мире;

    • формирование сознательного отношения к учебному труду;

    • воспитание нравственности и культуры общения;

    • патриотическое воспитание;

    • формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитание;

    • эстетическое воспитание;

     организация сотрудничества с родителями.
    Рассмотрим далее задачи и основные мероприятия
    указанных выше направлений воспитательной деятельности.

    Развитие школьного коллектива как воспитательной среды Задачи:

    • познакомить школьников с традициями и норма
      ми общения;

    • формировать культуру общения в системах «учитель— ученик», «ученик— ученик», «взрослый —
      ребенок»;

    • развивать положительный опыт товарищеских и
      дружеских отношений в коллективе;

    • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

    • развивать и совершенствовать умения детей самостоятельно разбираться в различных ситуациях
      жизни коллектива;

    • учить приемам преодоления проблем в общении,
      приходить к верным оценкам и выводам, уметь вы
      ражать собственное мнение.

    Мероприятия:

    • классные часы (часы общения) на темы: «Один за
      всех, все за одного», «Вместе возьмемся — обязательно добьемся», «Вместе жить — дружбу любить»,
      «Без друзей меня чуть-чуть», «Что в человеке самое
      главное?», «Человек среди людей», «Качества, кото
      рые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»,
      «Что значит быть хорошим товарищем?», «Умей понять товарища», «Признаем ли мы свои ошибки?»,
      «Мои положительные качества и мои недостатки на
      чаше весов», «Какие качества человека помогают ему
      в трудных жизненных ситуациях», «Как избежать проблем в общении», «Конфликтный человек. Какой он»,
      «Как научиться радоваться жизни», «Организуем свою
      школьную жизнь (распределение поручений)»;

    • коллективное посещение театров, музеев, выставок, участие в спортивных соревнованиях, проведение классных и школьных праздников;

    • проведение цикла занятий для первоклассников
      «Введение в школьную жизнь»;

    • проведение классных праздников: «Мы школьниками стали», «Праздник рождения класса», «Я
      пришел в этот день в этот мир» и других;

    • выпуск классной газеты;

    • работа с советом класса;

    • диагностика развития детского коллектива.

    Правовое воспитание Задачи:

    • познакомить с основными законами и правовыми
      нормами государства, формировать ответственное
      отношение к их соблюдению;

    • формировать умение руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора;

    • обучить решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

    • формировать гуманистическое мировоззрение, способность к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

    Мероприятия:

    • классные часы на темы: «Мы теперь — не только дети, мы теперь — ученики», «Какие правила поведения я научился хорошо выполнять», «О честности и правдивости», «Права и обязанности школьников»,
      «Умей учиться, чтобы уметь трудиться», «Сумел ошибиться— сумей исправиться», «Лень— мать всех пороков», «Как мы дежурим в классе и школе», «Наш класс в жизни школы», «Кем быть?», «Люди мира и их открытия», «Мои „хочу" и мои „надо"»;

    • беседы на тему «Орловщина»;

    • знакомство с уставом школы;

    • проведение диспута «Кто прав, кто виноват?»

    Формирование адекватных представлений об окружающем мире Задачи:

     формировать ответственность за окружающий
    мир, учить бережному отношению к окружающей
    среде;

     воспитывать любовь к природе.
    Мероприятия:

    • беседы и классные часы на темы: «Чем живет планета Земля?», «Как читать газету?», «О чем говорят и о чем пишут газеты?», «Газетное слово в борьбе за мир», «Интересные факты из газет и журналов», «Газетные полосы прошлого»;

    • беседы о бережном отношении к природе: «Зеленый дом», «Проблемы Земли»;

    • уход за комнатными растениями дома и в классе;

    • сбор природного материала, изготовление поделок, выставки работ;


    • экскурсии на природу «Мир вокруг меня. Какой
      он?»;

    • беседы на темы: «Труд наших родителей», «Это интересно», «Что? Где? Когда?»;

    • подкормка зимующих птиц;

    • игра-путешествие «Мир вокруг нас»;

    • Викторины «Мы крутим глобус», «Растительный и
      животный мир земного шара».

    Формирование сознательного отношения к учебному труду Задачи:

    • развивать у учащихся способность рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, целесообразно действовать;

    • определить круг реальных возможностей ученика
      и зону его ближайшего развития;

    • формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор, любознательность;

    • формировать потребность в труде;

    • учить рационально использовать время, организовывать рабочее пространство.

    Мероприятия:

    • беседы и классные часы на темы: «Чем больше человек знает, тем он счастливее», «О настойчивости в учении», «Школьный дневник. Как с ним работать?», «Домашние задания и как мы их выполняем», «НОТ школьника», «О настойчивости в учении», «Учись читать», «Мир моих увлечений», «Ум человека. Как его развивать?», «Как развивать хорошую память?», «Как научиться быть внимательным?»;

    • индивидуальные занятия с учащимися, расширение видов организации индивидуальной работы со школьниками;

    • изготовление индивидуальных пособий;

    • посещение уроков учителей-предметников, работающих на второй ступени школы; обсуждение проблем перехода учащихся начальной школы на следующую ступень обучения;

    • расширение читательских интересов детей, посещение школьной и детской районной библиотек;

    • клуб любознательных «На все вопросы ответы в книге, журнале, газете, энциклопедии»;

    • формирование и пополнение классной библиотеки;

    • проведение недели детской книги;

    • организация различных способов помощи и взаимопомощи одноклассников;

    • проведение классных предметных олимпиад;

    • участие в окружных и городских интеллектуальных конкурсах.

    Воспитание нравственности и культуры общенияЗадачи:

    • обучить пониманию смысла человеческого существования и существования других людей;

    • формировать нравственную культуру миропонимания;


    • формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нем;

    • развивать желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

    • формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

    • повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения;

    • обучить проявлениям эмпатии, толерантности.

    Мероприятия:

    • тренинги общения;

    • часы общения;

    • беседы о речевом этикете;

    • классные часы на темы: «Наш класс на перемене»,
      «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «О
      жадности и жадинах», «Правда и ложь. Какие они?»,
      «Что значит в жизни похвала?», «Что такое характер?», «Мы переходим в пятый класс»; турнир вежливости;

    • беседы на темы: «Что значит быть мужественным?», «Что значит быть женственной?», «За что уважают мужчин и женщин?», «Как находить себе друзей?», «Опасная дружба», «Что такое чувства?»,
      «Кем я хочу стать?», «Проблемы, которые решают взрослые»;

    • цикл бесед «Нравственное наследие» (беседы об
      истории жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира).

    Патриотическое воспитание Задачи:

    • воспитание любви к Родине, ее культуре и традициям;

    • формирование у школьников гражданско-патриотического сознания;

    • развитие чувства сопричастности судьбе Отечества.

    Мероприятия:

    • тематические классные и информационные часы;

    • участие в подготовке и проведении Дня защитника Отечества и Дня Победы;

    • встречи с ветеранами Великой Отечественной
      войны;

    • беседа о юных участниках Великой Отечественной войны;

    • беседы о героическом прошлом Отечества;

    • экскурсии по памятным местам, посещение музеев Боевой славы.

    Формирование знаний по охране здоровья и правилам дорожного движения, гигиеническое воспитаниеЗадачи:

    • содействовать формированию у школьников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья,
      ответственности за здоровье окружающих людей;

    • прививать учащимся потребность в поддержании порядка на своих рабочих местах, в обеспечении чистоты в классе;

    • формировать правильное отношение к занятиям
      физкультурой и спортом, создавать условия для физического развития учащихся;

    •  воспитывать у школьников негативное отношение
      к вредным привычкам.

    Мероприятия:

    • ежедневное проведение физкультминуток hа уроках, динамических пауз и игр на переменах;

    • беседы о режиме дня, о рациональном питании,
      чистоте и аккуратности, уходе за зубами, профилактике простудных заболеваний;

    • знакомство с элементами закаливания;

    • беседы на уроках труда о правилах безопасной
      работы с различными инструментами;

    • беседы о гигиене учебного и физического труда;

    • проведение Дней здоровья;

    • встречи с инспекторами ГИБДД;

    • беседы по правилам дорожного движения: «На
      улицах города», «Дорожная разметка», «Дорожные
      знаки», «Сигналы регулировщика», «Правила пере
      хода улиц и дорог», «Тормозной путь транспортных
      средств», «Виды транспортных средств», «Правила
      поведения на улице», «Детский дорожно-транспортный травматизм», «Движение пешеходов по улице», «Элементы улиц и дорог», «Сигналы светофора», «Перекрестки и их виды», «Обязанности пассажиров общественного транспорта»;

    • проведение турниров по настольным играм, ориентированным на изучение правил дорожного движения;

    • экскурсия «Мы по городу идем»;

    • беседы, посвященные охране здоровья и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, на темы:
      «Береги зрение», «О хорошей осанке», «Профилактика простудных заболеваний», «Закаливание организма», «Правильное питание», «Скоро лето. Меры безопасности на водоемах», «Телефоны экстренной помощи», «Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни?», «Как действовать в чрезвычайных ситуациях?»;

    • сотрудничество с медицинским персоналом, с родителями, с психологом с целью изучения состояния физического и психологического здоровья учащихся класса;

    • участие в классных и школьных спортивных кон
      курсах и соревнованиях;

    • беседы на темы: «Спорт в моей жизни», «Спорт в
      жизни моей семьи», «Как заниматься спортом без
      ущерба здоровью?»

    Эстетическое воспитание Задачи:

    • развивать у школьников потребность в прекрасном;

    • прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

    • создавать условия для реализации индивидуальных творческих задатков и способностей.

    •  

    Мероприятия:

    • тематические конкурсы рисунков, детских работ;

    • работа над выразительностью, правильностью
      речи;

    • конкурсы чтецов;

    • поощрение индивидуальных и кружковых и художественных занятий детей, развитие интереса к музыке и изобразительному искусству;

    • участие во всех школьных мероприятиях эстетической направленности;

    • посещение театров, выставок, проведение экскурсий.

    Организация сотрудничества с родителями Задачи:

    • максимально сблизить интересы родителей, детей и учителей, направленные на личностное развитие школьников;

    • организовать психолого-педагогическое просвещение родителей путем систематического проведения родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

    • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

    Мероприятия:

    • еженедельные консультации по учебному материалу;

    • родительские собрания с повесткой дня: «Организация учебного процесса. Первые дни ребенка в школе», «Трудности в поведении младших школьников», «Поощрение и наказание», «Трудовое участие ребенка в жизни семьи», «Развитие работоспособности и личностных качеств школьника», «Значение
      общения в развитии личностных качеств ребенка»,
      «Телевизор в жизни младшего школьника», «Ваш ребенок взрослеет», «Как учить детей учиться?», «Как развивать заинтересованность и прилежание в учении?», «Готовимся перейти в среднюю школу»;

    • привлечение родителей к оформлению кабинета,
      к проведению классных мероприятий;

    • походы выходного дня;

    • дни открытых дверей.

    4.Этапы и ожидаемые результаты реализации программы

    Воспитательная программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе.Намеченные мероприятия должны обеспечить:

    • сплочение классного коллектива;

    • формирование у учащихся активной жизненной
      позиции;

    • достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;

    • получение школьниками социального опыта жизни в коллективе;

    • развитие умения подчиняться общим правилам,
      сохраняя при этом свою индивидуальность;

    • формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.

    Литература, использованная при подготовке программы

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 144 с.

    2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Издательство
      «Ось-89», 2001. — 272 с.

    З. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2004. — 252 с.

    1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.— М.: ВАКО,
      2004. — 240 с.

    2. Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе/Под ред. Е.Н. Степа
      нова, М.А. Александровой. — М.:ТЦ«Сфера», 2006. —
      192 с.

    3. Классные часы. 1-4 классы / Сост. Я.Ю. Мартынова. — Волгоград: Учитель, 2005.

    4. Классные часы в 1-4 классах. / Сост. И.В. Персидская и др. — Волгоград: Учитель, 2006.

    5. Настольная книга классного руководителя. — М.:
      Центр «Педагогический поиск», 2000.

    6. Настольная книга учителя начальных классов / Авторы-составители Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. — Ростов: Феникс, 2004. — 352 с.

    10. Тематические классные часы в начальной школе:
    как вести себя в школе и дома / Сост. О.В. Павлова. —
    Волгоград: Учитель, 2007.

    11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина
    Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 1-4
    класс —М.: ВАКО, 2004.