Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

    Тема: « Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

     

    Цель:повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; постановку знаков препинания в ССП; закрепить навыки правописания; развивать речь, мышление, память, прививать интерес к языку.

     

    Оборудование:сборник заданий по подготовке к ЕГЭ, схема «Сложное предложение», учебники под редакцией В.Ф. Грекова и др., А. И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

    Ход урока.

     

    1.Приветствие.

     

    2.Повторение изученного материала.

    1)Осложненное списывание.

    -Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясняя графически пропущенные орфограммы.

    1.Год за годом все меньше и меньше остаёт…ся возле с…лений густых черёмуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.

    2. Каждое лето под высоким к…рнизом дома в котором проходило моё де…ство бел…грудые ласточ…ки л…пили свои гнезда.

    3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван..чиков.

     

    2) Анализ предложений.

    -Комментирование пропущенных орфограмм.

    -Комментирование пропущенных знаков препинания.

    -Определение вида предложений.

    -Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)

    -Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение второе является СПП, т.к. части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)

    -Докажите, что предложение 3 является БСП? (Это БСП, т.к. части соединены только интонацией.)

     

    3)Самостоятельное выявление учениками темы урока.

    -О чём пойдет речь на нашем уроке? (О видах сложных предложений и знаках препинания в них.)

    -Сегодня на уроке мы   повторим ССП и постановку знаков препинания в них.

     

    4) Обобщение материала и составление схемы.

    Сложное предложение:

     

    -Союзное: сложносочиненное; сложноподчиненное;

    -Бессоюзное.

    Вывод: (делают ученики).

    -Сложносочиненное предложение- это предложение, состоящее из двух и более равноправных частей, связанных между собой  интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.

    -Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одной или нескольких придаточных предложений.

    -Бессоюзное сложное предложение – это предложение , части которого соединены с помощью интонации.

    -Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП? Прокомментируйте  примеры  из учебника.

    -Шумит на дворе непогода,

    А в доме давно уже спят…

    ( В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

    а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);

    б) противительными (а, но, да, однако, зато);

    в) разделительными (или, либо, то-то, не то - не то).

    -У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.)

    -Я спешу туда ж – а там уже весь город.

    (Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире.)

    -По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

    (Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или придаточное и соединены повторяющимся союзом.)

     

     

    4.Отработка умений и навыков.

     

    1) Синтаксический разбор предложения у доски.

    -Он рассказывал прекрасную легенду, слышанную им, кажется, от бабушки, и всем было о чём подумать.

    (Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением и вводным словом кажется;

    2) односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложненное)

    Схема:

     

     

     

    2)   Выполнение заданий из сборника по подготовке к ЕГЭ.

    А- 21.

    -Укажите правильное утверждение о данном предложении.

    -Далёкий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него и унесся дальше шарить по берегу.

    1)Предложение простое, перед и ставится запятая.

    2)Предложение простое, запятая перед и не ставится.

    3)Предложение сложное, перед и ставится запятая.

    4)Предложение сложное, перед и  не ставится запятая.

    -Обоснуйте свой ответ.(2)

    А-22.

    На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

    -В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы(1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных  соображений.(1,2).

    -Обосновываем свою точку зрения.

    А 23-А-28.

     

    5.Подведение итогов урока.

    -Какие виды сложных предложений вы знаете?

    -Какие предложения называются ССП?

    -Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?

    -В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится  точка с запятой? Тире?

     

     

    6.Домашнее задание.

    -Рассмотреть правила, когда не ставится запятая в ССП. Выписать из художественной литературы 5 ССП, выполнить  их полный синтаксический разбор.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Ливенская средняя школа

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему

     

    «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

     

     

     

     

    Выполнила:

    учитель русского языка

     и литературы

    Бахтина Т.О.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2010 г.

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!