Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

План-конспект интегрированного урока литературы и биологии на тему «Русская поэзия 19 века о многообразии растительного мира земли»

    Муниципальное образовательное учреждение

    Ливенская общеобразовательная средняя школа

     

     

     

     

     

     

     

    План-конспект интегрированного урока литературы и биологии на тему «Русская поэзия 19 века о многообразии растительного мира земли»

     

     

     

     

     

    Подготовили:

    учитель русского языка и литературы

    Бахтина Т.О.,

    учитель биологии

    Никитская Л.Д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2009-10 уч.год

     

    Цели урока:

    познакомить учащихся с изображением природы (растительного мира) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира Земли; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять её.

    Оборудование: интерактивная доска, карточки с названия ми растений, кроссворд, репродукции картин русских художников-живописцев, книжная выставка, рисунки учащихся на тему природы.

    Ход урока

    1.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

    Учитель биологии.

    -Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим и пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир растений.

    Учитель литературы.

      спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века о природе.

    2.Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

    Учитель биологии.

    1.Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

    2.Почему растения считаются живым организмом?

    3.Кто помнит, как питаются растения?

    4.Какие жизненные формы существования растений вы знаете?

    5.Какие растения называются дикорастущими?

    6.Какие растения называются культурными, пищевыми, кормовыми, техническими?

    7.Каково значение растений в природе?

    8.Как разделяют растения по продолжительности жизни?

    3.Путешествие в мир растений и мир поэзии.

    Учитель биологии.

    -Растения живут всюду: на суше, в воде, в разных климатических условиях. Отправимся путешествовать в мир растений и мир поэзии. Во время путешествия занесите в тетрадь названия растений, о которых вы узнали. Начнём путешествие с нашей средней полосы.

    Учитель литературы.

    -Русские поэты в своих стихотворениях воспевали неброскую красоту родной природы. Русская поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы. Давайте послушаем стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое посвящено описанию грозы.

    1.Каково ваше впечатление от стихотворения?

    2.Найдите в нём слова, которые употреблены в переносном значении, объясните их смысл.

    3.Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно волнуют? Почему?

    4.С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?

    5.Как вы понимаете образ:

    И в сиянье потонула

    Вся смятённая земля?

    6.Что значит смятённая? Подберите к этому слову синонимы. (Растерянная)

    7.Известно ли вам другое стихотворение Тютчева, в котором также описывается гроза? (Весенняя гроза).

    8.Что роднит эти стихотворения? Чем они отличаются друг от друга? (В первом случае гроза неожиданная, весенняя, во втором – летняя, ожидаемая).

    9.Какое меткое цветовое определение находит Тютчев для молнии?

    10.Покажите, что автор несколькими штрихами рисует в воображении целую картину.

    -Скоро, совсем скоро мы будем встречать зиму. Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы». (Читает учащийся)

    1.Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот приём противопоставления? (Антитеза)

    2.Как поэт рисует приход зимы?

    3.Как меняется настроение автора в стихотворении?

    4.Найдите в стихотворении сравнения.

    -А вот стихотворение А.Н.Майкова «Пейзаж». Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств. Послушаем, как Майков описывает осень? (Читает учащийся)

    1.Какими красками рисует поэт картину осеннего леса?

    2.С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть).

    3.В каких строках звучит грусть?

    Учитель биологии.

    -Ребята, в этом стихотворении поэт нарисовал живую картину природы нашей средней полосы. Это стихотворение интересно с биологической точки зрения. Давайте и мы вслед за поэтом войдём ненадолго в лес.

    Когда ты входишь в лес,

    душистый и прохладный,

    Средь пятен солнечных

    и строгой тишины,

    Встречает грудь твоя так

    радостно и жадно

    Дыханье влажных трав

    аромат сосны.

    Рассказ учителя с опорой на изображение на интерактивной доске.

    Сообщения учащихся об осине, сосне и берёзе.

    Учитель литературы.

    Какие стихотворения русских поэтов посвящены деревьям?

    Учитель биологии.

    -Наши леса чередуются с открытыми пространствами.

    Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.

    Красивых, радужных цветов на нём разбросаны букеты.

    И.Суриков

    Сообщения учащихся о растительном мире лугов.

    Учитель литературы. (Возможно чтение учащегося)  

    Ярким утром на тихом пруде

    Резво ласточки реют кругом,

    Опускаются  к самой воде,

    Чуть касаются влаги крылом.

    На лету они звонко поют,

    А вокруг зеленеют луга,

    И стоит, словно зеркало, пруд,

    Отражая свои берега.

    И, как в зеркале, меж тростников,

    С берегов опрокинулся лес,

    И уходит узор облаков

    В глубину отражённых небес.

    («На пруде», И.А.Бунин)

    -Вслед за Буниным отправимся и мы на водоёмы: на пруд, на озеро, на реку. Растения водоёмов тоже весьма разнообразны.

    Сообщения учащихся о водоёмах.

    Учитель литературы.

    -А теперь наш путь лежит на юг – в зону степей.

     

    Бесконечная Россия,

    Словно вёрсты на земле.

    Едешь, едешь, едешь, едешь,

    Дни и вёрсты нипочём!

    Тонут время и пространство

    В необъятности твоей.

    Степь широко на просторе

    Поперёк и вдоль  лежит,

    Словно огненное море,

    Зноем пышет и палит.

    Цепенеет воздух сжатый,

    Не пахнёт на душный день

    С неба ветерок крылатый,

    Ни прохладной тучки тень.

    («Степь», П.А.Вяземский)

    -Как, по-вашему, поэт подчеркнул бескрайность степей?

    Анализ стихотворения.

    Сообщения учащихся о растительном мире степей.

    Учитель биологии.

    -Сейчас наш путь лежит в горы. Растительность гор очень разнообразна. Давайте рассмотрим её на примере Кавказских гор.

    Учитель литературы.

     (Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ»)

    Кавказ подо мною. Один в вышине

    Стою над снегами у края стремнины.

    Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

    Парит неподвижно со мной наравне.

    Отселе я вижу потоков рожденье

    И первое грозных обвалов движенье.

    Здесь тучи смиренно идут подо мной,

    Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

    Под ними утёсов нагие громады;

    Там ниже мох тощий, кустарник сухой.

    А там уже рощи, зелёные сени,

    Где птицы щебечут, где скачут олени.

    Учитель биологии.

    -Пушкин как нельзя лучше отразил в своих стихах смену растительного мира в горах.

    Сообщения учащихся о растительном мире гор.

    Учитель биологии.

    -На нашей земле есть территории с очень сухим и жарким климатом и низкоплодородными почвами – это пустыни.

    Учитель литературы.

      -А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар» точно и образно показал особенности климата пустынь. Анчар – это ядовитое дерево пустыни.

     

    В пустыне чахлой и скупой,

    На почве, зноем раскалённой,

    Анчар, как грозный часовой,

    Стоит – один во всей вселенной.

    Природа жаждущих степей

    Его в день гнева породила

    И зелень мёртвую ветвей,

    И корни ядом напоила.

    Яд каплет сквозь его кору,

    К полудню растопясь от зною,

    И застывает ввечеру

    Густой прозрачною смолою.

    -Какие особенности пустынь отобразил Пушкин?

    Сообщения учащихся о растительном мире пустынь.

    Учитель биологии.

    -А сейчас мы отправимся в тропический лес. Такие леса растут на экваторе.

    Сообщения учащихся о растительном мире тропиков. (Выставка комнатных растений: бегония, колеус, хлорофитум, зигокактус, традесканция и др.)

    4.Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

     

    Учитель биологии.

    -Сегодня мы посмотрели, как многообразен мир растений. Растения обитают и на суше, и в воде. Они очень ценны и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к растениям. В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу Российской Федерации.

    -Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали в разных местах земного шара, увидели, как разнообразны растения и как они приспособились к жизни в этих условиях. Вы увидели, что поэты, несмотря на то что они не биологи, очень точно, образно изображают мир растений, природу в целом.

    5.Викторина.

    1.Из списка растений выписать:

    1 ряд – травы;

    2 ряд - кустарники;

    3 ряд - деревья.

    Тюльпан, осина, рожь, крыжовник, каштан, сирень.

    2.Выписать:

    1 ряд – однолетние;

    2 ряд – двулетние;

    3 ряд – многолетние.

    Редис, свёкла обыкновенная, капуста качанная, берёза, огурец.

    3.Разгадать кроссворд:

    -растение, из зёрен которого делают пшено (просо);

    -растение, из которого получают растительное масло (соя);

    -травянистое растение, стебли которого идут на изготовление водопроводных труб, столбов (бамбук);

    -растение, цветущее голубыми цветками, дающее волокно для получения тканей (лён);

    -дерево, из плодов которого получают замечательный напиток (какао).

    4.

    -Кому принадлежат эти строки?

     

    Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

     

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце снег лежит…(А.С.Пушкин)

    (Викторину можно дополнить).

    6.Итог урока.

    -Назовите сообщества, которые встретились в ходе нашего путешествия?

    -Какие поэты 19 века помогли лучше понять природу сообществ?

    7.Домашнее задание.

    -Выучить наизусть любое стихотворение о природе России.

    8.Выставление оценок и их комментирование.   Муниципальное образовательное учреждение

    Ливенская общеобразовательная средняя школа

     

     

     

     

     

     

     

    План-конспект интегрированного урока литературы и биологии на тему «Русская поэзия 19 века о многообразии растительного мира земли»

     

     

     

     

     

    Подготовили:

    учитель русского языка и литературы

    Бахтина Т.О.,

    учитель биологии

    Никитская Л.Д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2009-10 уч.год

     

    Цели урока:

    познакомить учащихся с изображением природы (растительного мира) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира Земли; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять её.

    Оборудование: интерактивная доска, карточки с названия ми растений, кроссворд, репродукции картин русских художников-живописцев, книжная выставка, рисунки учащихся на тему природы.

    Ход урока

    1.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

    Учитель биологии.

    -Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим и пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир растений.

    Учитель литературы.

      спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века о природе.

    2.Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

    Учитель биологии.

    1.Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

    2.Почему растения считаются живым организмом?

    3.Кто помнит, как питаются растения?

    4.Какие жизненные формы существования растений вы знаете?

    5.Какие растения называются дикорастущими?

    6.Какие растения называются культурными, пищевыми, кормовыми, техническими?

    7.Каково значение растений в природе?

    8.Как разделяют растения по продолжительности жизни?

    3.Путешествие в мир растений и мир поэзии.

    Учитель биологии.

    -Растения живут всюду: на суше, в воде, в разных климатических условиях. Отправимся путешествовать в мир растений и мир поэзии. Во время путешествия занесите в тетрадь названия растений, о которых вы узнали. Начнём путешествие с нашей средней полосы.

    Учитель литературы.

    -Русские поэты в своих стихотворениях воспевали неброскую красоту родной природы. Русская поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы. Давайте послушаем стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое посвящено описанию грозы.

    1.Каково ваше впечатление от стихотворения?

    2.Найдите в нём слова, которые употреблены в переносном значении, объясните их смысл.

    3.Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно волнуют? Почему?

    4.С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?

    5.Как вы понимаете образ:

    И в сиянье потонула

    Вся смятённая земля?

    6.Что значит смятённая? Подберите к этому слову синонимы. (Растерянная)

    7.Известно ли вам другое стихотворение Тютчева, в котором также описывается гроза? (Весенняя гроза).

    8.Что роднит эти стихотворения? Чем они отличаются друг от друга? (В первом случае гроза неожиданная, весенняя, во втором – летняя, ожидаемая).

    9.Какое меткое цветовое определение находит Тютчев для молнии?

    10.Покажите, что автор несколькими штрихами рисует в воображении целую картину.

    -Скоро, совсем скоро мы будем встречать зиму. Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы». (Читает учащийся)

    1.Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот приём противопоставления? (Антитеза)

    2.Как поэт рисует приход зимы?

    3.Как меняется настроение автора в стихотворении?

    4.Найдите в стихотворении сравнения.

    -А вот стихотворение А.Н.Майкова «Пейзаж». Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств. Послушаем, как Майков описывает осень? (Читает учащийся)

    1.Какими красками рисует поэт картину осеннего леса?

    2.С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть).

    3.В каких строках звучит грусть?

    Учитель биологии.

    -Ребята, в этом стихотворении поэт нарисовал живую картину природы нашей средней полосы. Это стихотворение интересно с биологической точки зрения. Давайте и мы вслед за поэтом войдём ненадолго в лес.

    Когда ты входишь в лес,

    душистый и прохладный,

    Средь пятен солнечных

    и строгой тишины,

    Встречает грудь твоя так

    радостно и жадно

    Дыханье влажных трав

    аромат сосны.

    Рассказ учителя с опорой на изображение на интерактивной доске.

    Сообщения учащихся об осине, сосне и берёзе.

    Учитель литературы.

    Какие стихотворения русских поэтов посвящены деревьям?

    Учитель биологии.

    -Наши леса чередуются с открытыми пространствами.

    Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.

    Красивых, радужных цветов на нём разбросаны букеты.

    И.Суриков

    Сообщения учащихся о растительном мире лугов.

    Учитель литературы. (Возможно чтение учащегося)  

    Ярким утром на тихом пруде

    Резво ласточки реют кругом,

    Опускаются  к самой воде,

    Чуть касаются влаги крылом.

    На лету они звонко поют,

    А вокруг зеленеют луга,

    И стоит, словно зеркало, пруд,

    Отражая свои берега.

    И, как в зеркале, меж тростников,

    С берегов опрокинулся лес,

    И уходит узор облаков

    В глубину отражённых небес.

    («На пруде», И.А.Бунин)

    -Вслед за Буниным отправимся и мы на водоёмы: на пруд, на озеро, на реку. Растения водоёмов тоже весьма разнообразны.

    Сообщения учащихся о водоёмах.

    Учитель литературы.

    -А теперь наш путь лежит на юг – в зону степей.

     

    Бесконечная Россия,

    Словно вёрсты на земле.

    Едешь, едешь, едешь, едешь,

    Дни и вёрсты нипочём!

    Тонут время и пространство

    В необъятности твоей.

    Степь широко на просторе

    Поперёк и вдоль  лежит,

    Словно огненное море,

    Зноем пышет и палит.

    Цепенеет воздух сжатый,

    Не пахнёт на душный день

    С неба ветерок крылатый,

    Ни прохладной тучки тень.

    («Степь», П.А.Вяземский)

    -Как, по-вашему, поэт подчеркнул бескрайность степей?

    Анализ стихотворения.

    Сообщения учащихся о растительном мире степей.

    Учитель биологии.

    -Сейчас наш путь лежит в горы. Растительность гор очень разнообразна. Давайте рассмотрим её на примере Кавказских гор.

    Учитель литературы.

     (Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ»)

    Кавказ подо мною. Один в вышине

    Стою над снегами у края стремнины.

    Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

    Парит неподвижно со мной наравне.

    Отселе я вижу потоков рожденье

    И первое грозных обвалов движенье.

    Здесь тучи смиренно идут подо мной,

    Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

    Под ними утёсов нагие громады;

    Там ниже мох тощий, кустарник сухой.

    А там уже рощи, зелёные сени,

    Где птицы щебечут, где скачут олени.

    Учитель биологии.

    -Пушкин как нельзя лучше отразил в своих стихах смену растительного мира в горах.

    Сообщения учащихся о растительном мире гор.

    Учитель биологии.

    -На нашей земле есть территории с очень сухим и жарким климатом и низкоплодородными почвами – это пустыни.

    Учитель литературы.

      -А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар» точно и образно показал особенности климата пустынь. Анчар – это ядовитое дерево пустыни.

     

    В пустыне чахлой и скупой,

    На почве, зноем раскалённой,

    Анчар, как грозный часовой,

    Стоит – один во всей вселенной.

    Природа жаждущих степей

    Его в день гнева породила

    И зелень мёртвую ветвей,

    И корни ядом напоила.

    Яд каплет сквозь его кору,

    К полудню растопясь от зною,

    И застывает ввечеру

    Густой прозрачною смолою.

    -Какие особенности пустынь отобразил Пушкин?

    Сообщения учащихся о растительном мире пустынь.

    Учитель биологии.

    -А сейчас мы отправимся в тропический лес. Такие леса растут на экваторе.

    Сообщения учащихся о растительном мире тропиков. (Выставка комнатных растений: бегония, колеус, хлорофитум, зигокактус, традесканция и др.)

    4.Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

     

    Учитель биологии.

    -Сегодня мы посмотрели, как многообразен мир растений. Растения обитают и на суше, и в воде. Они очень ценны и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к растениям. В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу Российской Федерации.

    -Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали в разных местах земного шара, увидели, как разнообразны растения и как они приспособились к жизни в этих условиях. Вы увидели, что поэты, несмотря на то что они не биологи, очень точно, образно изображают мир растений, природу в целом.

    5.Викторина.

    1.Из списка растений выписать:

    1 ряд – травы;

    2 ряд - кустарники;

    3 ряд - деревья.

    Тюльпан, осина, рожь, крыжовник, каштан, сирень.

    2.Выписать:

    1 ряд – однолетние;

    2 ряд – двулетние;

    3 ряд – многолетние.

    Редис, свёкла обыкновенная, капуста качанная, берёза, огурец.

    3.Разгадать кроссворд:

    -растение, из зёрен которого делают пшено (просо);

    -растение, из которого получают растительное масло (соя);

    -травянистое растение, стебли которого идут на изготовление водопроводных труб, столбов (бамбук);

    -растение, цветущее голубыми цветками, дающее волокно для получения тканей (лён);

    -дерево, из плодов которого получают замечательный напиток (какао).

    4.

    -Кому принадлежат эти строки?

     

    Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

     

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце снег лежит…(А.С.Пушкин)

    (Викторину можно дополнить).

    6.Итог урока.

    -Назовите сообщества, которые встретились в ходе нашего путешествия?

    -Какие поэты 19 века помогли лучше понять природу сообществ?

    7.Домашнее задание.

    -Выучить наизусть любое стихотворение о природе России.

    8.Выставление оценок и их комментирование.   

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!