Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Самообобщение опыта по теме «Организация работы на уроках русского языка со слабоуспевающими и отстающими детьми»

    Самообобщение

    опыта по теме «Организация работы на уроках русского языка со слабоуспевающими и отстающими детьми»

     

     

     

     

    Работу выполнила:

    учитель МОУ Ливенская средняя школа

    Бахтина Татьяна Олеговна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Бахтина Татьяна Олеговна, учитель русского языка и литературы Ливенской средней школы п.Набережный Ливенского района  Орловской области, 1976 года рождения, образование высшее, в 2001году окончила филологический факультет Орловского государственного университета по специальности учитель русского языка, литературы и истории. Стаж педагогической работы – 9 лет. В 2010 году прошла очередные тематические курсы в ИУУ г. Орёл.

     

    Уже стало и языковым и политическим штампом говорить о трудностях современной жизни. Может ли родное слово в этом мире стать «тропинкой к добру». Думаю, да. На это нацеливают меня и моих учеников предметы «Русский язык» и «Литература». Наверное, каждому учителю-словеснику приходилось сожалеть о том, что времени, отведённого на уроки русского языка и литературы недостаточно, чтобы уделить больше внимания раскрытию красоты и многомерности слова. Поэтому, моя цель на уроках: вести детей к пониманию и чувствованию образного строя текста, на основе анализа которого побуждать ребят к поиску точного слова, образа, аргумента; помогать учащимся в выделении главного и второстепенного, находить ключевые слова и сильные позиции текста. Кроме образовательных задач, необходимо решать и воспитательные.

    С первых уроков пятиклассники перевоплощаются в путешественников, которые, листая страницы книги, попадают в уникальный мир слова. Над языковым материалом работаем в игровой форме. Определяем лексическое значение каждого слова, его стилистическую принадлежность, используем различные словари.

    Попутно, работая над образом слова, идёт работа над словообразованием. Здесь нет сухой теории, всё соотносится с живым образом. Данная работа направлена на осознание школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ. Хочется отметить и другую важную сторону этой работы - грамматическую. Упражнения со словом формируют навыки правописания.

    На одном из уроков русского языка мы встретились со словом злорадствовать, на примере которого велась работа над лексическим значением этого глагола.

    -Ребята, как вы понимаете смысл этого глагола? Что можно сказать о людях, которые злорадствуют?

    -В этом слове два корня: злорадствовать. Как вы думаете, это поможет нам раскрыть смысл слова?

    В это время ученик-эксперт ищет толкование этого слова в словаре и зачитывает.

    -Вспомните героев сказок, о которых можно сказать, что они злорадствуют?

    Составьте и запишите предложения с этим глаголом. Обратите внимание на его правописание.

    Организация словарно-орфографической работы предполагает наблюдение над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами.

    Глубокий характер  приобретает работа над пословицами и поговорками, т.к. учащиеся размышляют над их выразительной силой, обосновывают включения того или иного слова в контекст. Например, при изучении темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» я предложила следующиезадания:

    1.Из ряда  синонимов выберите слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы. Поставьте глагол в нужной форме.

    Герой вою…т, а трус -…. (Грустить, горевать, печалиться)

    У себя в глазу бревна не вид…шь, а у другого соринку ….(Замечать, подмечать, улавливать)

    Объясните правописание окончаний глаголов.

    2.Составьте пословицу, дополнив слова глаголами-антонимами.

    Смелый …(находит), робкий…(теряет).

     Результативность этой работы особенно видна при выполнении творческих письменных работ- сочинений и изложений.

     Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся по развитию речи, их творческой активности. Часто использую на уроке приём замены учениками учителя. Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителя. Это требует от них домашней подготовительной работы. На месте учителя хотят побывать все. С большим удовольствием дети помогали учителю. Вместе с ними намечала план работы на определённом этапе урока, а материал они уже сами подбирали, предлагали его ребятам.

    Часто предлагала ребятам быть в роли учителя на подготовительных этапах к изучению темы. Вот пример задания, которое подвело  детей к изучению темы «Синонимы».

    -Замените моё высказывание глаголом в неопределённой форме.

    1)Очень сильно хотеть что-то (желать).

    2)Искриться, блестеть на солнце (сверкать).

    3)Хворать, быть нездоровым (болеть).

    4)Украсить, придать красивый вид (нарядить).

    Конечно, подобную работу предлагаю более сильным ученикам. Но не забываю и о слабых, ведь они тоже хотят попробовать что-то сделать. С ними маленькие этапы урока готовим вместе, а проводят их они сами. Ребята чувствуют большую ответственность, значимость своей работы. Этот приём способствует и грамотному правописанию, т.к. прежде чем подготовиться, ребёнок занимается со словарём, с книгой.

    Важность придаю использованию различных форм и методов проблемного обучения. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через научно-исследовательскую работу, при которой учащийся проходит все этапы формирования необходимого способа действия, в то  время как на отдельном уроке преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель – развитие творческого мышления. Примером создания проблемно-поисковой ситуации на уроке русского языка может служить работа по развитию речи учащихся, где большое внимание детей уделяется слову.

    Принцип проблемности содержания может быть реализован в форме учебных деловых игр. Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе,  делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    -в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

    -как элементы более обширной технологии;

    -в качестве урока или части;

    -как технология внеклассной работы.

    Игровая форма работы создаётся мною на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель, ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр. Мною используются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

    При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний и умений по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра  «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру в и начале урока  в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.

    На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

    подстричься -           овчинный-

    пятачок-                    расписка-

    пчёлка -                    жильё-

    косьба -                     досуха-

    объяснить -               беседовал-

    умываешься-

    Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова  на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно). Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмём, к примеру, слово старьё. Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жильё (правописание разделительных Ъ и Ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить (правописание безударных личных окончаний глаголов).  А как поступить со словом предостеречь? В нём встретились орфографические правила на правописание неизменяемых приставок, непроверяемой безударной гласной в корне слова, Ь на конце глагола в неопределённой форме после ч. Учащиеся соотносят слово предостеречь со словами в столбике.

    Получаются следующие пары:

    подстричься – предостеречь (правописание неизменяемых приставок, ь на конце глагола в неопределённой форме после ч);

    объяснить – предостеречь (правописание неизменяемых приставок);

    беседовал – предостеречь (правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова).

    Эту игру можно провести и по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берёт карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы.

    Эта игра помогает мне развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

    Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.

    Примеры на доске:

    тёртый калач -                 отдать богу душу-

    ни рыба ни мясо-            кот наплакал-

    дать нагоняй-                  с пустыми руками-

    В целях активизации мышления учащихся могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске. В таком случае пары не будет.

    В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный  словарь.

    Игру «Определи пару» провожу как в устной, так и в письменной   форме.

    На моих уроках использование практики проблемных ситуаций, игровых технологий и взаимозамещений способствует повышению интереса учащихся с разным уровнем способностей к изучению русского языка, а также повышает уровень  успеваемости по предмету.