Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

План воспитательной работы

    Принято решением                                                                            «Утверждаю»

    педагогического совета                                                                 Директор МБОУ

    № 1 от «30» августа 2012 г.                                                    «Ливенская СОШ»

    ____________ Смирнова С.А.

     

     

     

     

     

    План

    воспитательной работы

    МБОУ «Ливенская СОШ»

    на 2011 – 2012 учебный год

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТЕМА ГОДА:

     

    «Воспитание

    и обучение успехом»

     

     

     

     

    Проблема, над которой работает школа:

     

     

    «Создание условий для формирования социально-активной личности школьника в процессе обучения и воспитания»

     

     

     

     

     

    Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Взращивание в каждом ребенке человечности, гражданственности, творческого отношения к труду, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, бережного отношения ко всему живому — вот ведущие ценности, которыми обязан руководствоваться педагогический коллектив и должна насыщаться воспитательнаясистема школы.

     

     

    Основные идеи программы

    «Ступеньки роста»





    Системы воспитательной программы «Ступеньки роста»





    Программа «Ступеньки роста» имеет компетентностный подход, ориентированный на освоение умений, обобщенных способов деятельности. Компетенцией можно управлять и можно подвергать её мониторингу.

     

     

     

    Основные общекультурные

    компетенции школьника

     

    Компетенция

    Характеристика

    Значимые действия и умения

    Социальная

    Способность человека эффективно решать проблемы (как индивидуальные, так и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Обусловлена личностными качествами: инициативностью и ответственностью.

    Умение:

    - работать в группе, команде;

    - вести диалог, общаться, находить компромиссы;

    - ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений;

    - терпимо относиться к чужому мнению;

    - ответственно подходить к делу

    Гражданская

    Способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей, свобод и на поддержание прав, обязанностей, свобод других людей.

    Умение:

    - понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;

    - реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;

    - принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;

    - определять и оценивать своё поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям.

    Культурно-досуговая

    Способность выбора рациональных способов использования свободного времени, умение направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, реализацию поисковой и творческой активности.

    Умение:

    - ориентироваться в человеческих ценностях;

    - делать осознанный выбор (сказать «Нет!» вредным привычкам и т.п.);

    - вовлекать эмоции в свою деятельность;

    - адаптироваться (отсутствие чувства беспомощности);

    - адекватно оценивать свои возможности.

    Бытовая

    Способность в решении практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и умений в рациональном природопользовании, защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, включая аспекты собственного здоровья.

    Умение:

    - вести работы в доме с учётом требований безопасности;

    - использовать на практике принципы здорового образа жизни;

    - использовать традиции, обряды, обычаи в повседневной жизни;

    - относиться к правилам как к указателям желательных способов поведения;

    - ясно понимать ценности и установки по отношению к конкретной цели в различных жизненных ситуациях.

     

    Кроме того, критерием оценки для нас является уровень развития личностных свойств, качественное приращение мировоззрения.
             Для педагогического стиля учителя в таком учебном процессе характерны доверительность и непринужденность в общении с воспитанниками.

             Формы сотрудничества самые разные: совместные занятия в творческих объединениях, в осуществлении проектно-исследовательской работы, коллективно-творческих дел; экскурсии; помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам; проведение социальных акций и проектов.
             Органическое сочетание досуга (развлечения, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
             Словом, проектная идея нашей программы «Ступеньки роста» — это формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
             Формула роста представлена на схеме:

     

     

    Формула роста ученика






    Цели и задачи







    Принципы реализации программы

     

     

    ·     Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность.

     

    ·      Природосоответствие воспитания: опора на природу ребёнка, его врождённые психофизиологические особенности, возможности.

     

    ·      Успех порождает успех.

     

    ·      Право на ошибку.

     

    ·      Сотрудничество и взаимодействие.

     

    ·      Интеграция учебной и воспитательной деятельности.


    Виды совместной деятельности детей и взрослых



    Средства реализации программы «Ступеньки роста»

     

    Средствами реализации воспитательной программы в школе являются разработанные проекты:

     

    · «Потенциал»

    · «Твой выбор. Мы за ЗОЖ»

    · «Экскурсия»

    · «Традиция»

     

     

     

     

    Концепция программы

    В основу создания программы «Ступеньки роста» мы положили следующие приоритетные идеи: идея развития, идее творчества, идея сотрудничества, идея толерантности.
              Мы исходим из того, что наша воспитательная программа воплощает в себе совокупные устремления школы, реализуемые в трех сферах: процессе обучения, внеклассной образовательной сфере, внеучебной деятельности. Для того чтобы воспитательная система работала, необходимо согласованное функционирование всех этих трех подсистем (см. схему).
              Таким образом, воспитание в школе охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную активность и общение за пределами школы.
              При этом воспитательная работа должна отвечать таким требованиям, как:
    - гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
    - разумная дисциплина и порядок;
    - возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
    - демократические принципы управления учреждением.
              В формировании личности школьника, на наш взгляд, исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя не учитывать. А решающий фактор — социальная среда. Воспитание не способно изменить ни ее, ни микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в изменении обстоятельств жизни.

    Компетенция – область полномочий по какому-то конкретному делу, то есть, в нашем понимании, способность к действию. Мы определили общекультурные компетенции школьника, которые и будут являться главными критериями для оценки спроектированной воспитательной программы.

     

     

     

     

     

     

    ПРОЕКТ «ЭКСКУРСИЯ»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЦЕЛЬ: Раскрытие потенциала личности ученика школы, помощь ему в понимании своих возможностей, осознании человеческого достоинства, пробуждение и наполнение ценностным содержанием духовных усилий ребёнка по осмыслению окружающего мира и себя в нём.

     

     

    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    - формирование гражданской компетентности;

    - формирование социальной культурно-досуговой компетентности;

    - помощь в самоопределении и самореализации;

    - укрепление сотрудничества семьи и школы, повышение родительской компетентности, помощь в решении проблем в воспитании.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРОЕКТ

    «Твой выбор. Мы за ЗОЖ»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЦЕЛЬ: создание условий для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса.

     

    Основные направления реализации:

    - учебно-воспитательный процесс

    - система тематических классных часов и внеклассных мероприятий

    - система дополнительного образования и воспитания.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРОЕКТ «Традиция»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЦЕЛЬ: формирование компетентностей

    в сфере познавательной, гражданско- и культурно-досуговой деятельности.

     

     

    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    - учебно-познавательные экскурсии;

    - профориентационные экскурсии;

    - художественно-эстетические экскурсии;

    - гражданско-патриотические экскурсии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ

    Гражданско-патриотические экскурсии

    Задачи:

    - воспитание любви к своей малой Родине, уважение к её истории и традициям;

    - приобщение к духовным ценностям.

     

    Экскурсии:

    ·      обзорная по городу;

    ·      в историко-краеведческий музей;

    ·      в музей школы № 6 г. Ливны;

    ·      в музей школы № 1 г. Ливны;

    ·      в выставочный зал краеведческого музея.

     

     

     

     

     

    Профориентационные экскурсии

    Задачи:

    - формирование у школьников потребности в самосовершенствовании применительно к реализации себя в будущей профессии;

    - расширение знаний учащихся о профессиях.

    Экскурсии:

    ·      участие в днях открытых дверей учебных заведений;

    ·      встречи представителей учебных заведений с учащимися;

    ·      экскурсии на предприятия города.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Художественно-эстетические экскурсии

    Задача: приобщение школьников к духовным ценностям.

    Экскурсии «Встречи с прекрасным»:

    ·      посещение выставочных залов;

    ·      походы в кино;

    ·      посещение школьных литературных салонов.