Какой должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной? Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Родитель в роли учителя не ставит оценок. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, не успевать, ошибаться - никто не поставит двойку, не сделает запись в дневнике.
Безоценочность рождает обстановку свободы, спокойствия,
творчества, безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и
веры в успех, а не стресса. Именно в такой атмосфере у ребенка развивается и
усиливается интерес к новым знаниям и умениям, а не стремление получить хорошую
оценку любой ценой.
Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных
особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так
называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может
удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем
отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный
перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет
возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома
родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим
обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен
индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе,
а также гиперактивным или слишком тревожным.
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятия не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта "Не могу, не знаю, не умею" в пункт "Могу, знаю, умею!". Причем главная роль принадлежит не вам - вы только сопровождаете отважного маленького путешественника, однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию, ниже мы приводим основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
Правила совместного выполнения домашних заданий:
Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно
разделить на следующие основные виды: письменные, текстовые, математические,
мнемонические.
К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в
тетрадь. Причем следует отделить письмо от непосредственного решения. Процесс
письма сам по себе является достаточно трудоемким для младшего школьника. Его
ощущения можно сравнить с ощущениями человека, который пишет ручкой, постоянно
меняющей свою длину. Процесс письма требует от школьника непрерывного
приспособления, и поэтому ребенок не может долго заниматься письменной работой,
а значит, количество выполненных упражнений не улучшает качества письма.
Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка, используя следующие
приемы:
К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.
Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят.
"Вот и читай теперь сам". При этом взрослые упускают из вида, что
даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную
трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко,
выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается
не так много сил. А на то, чтобы получать удовольствие от этого, и вовсе не
остается. Поэтому процесс чтения тесно связывается в представлении школьника с
неприятными эмоциями, и любовь к книгам исчезает без следа.
Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку
читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным
оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям
нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста - улучшении
техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя
хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения. Чтобы
научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут
воспользоваться следующими приемами:
Намного легче готовить текстовые домашние задания не только тем школьникам, у которых высокая техника чтения, но и тем, кто знает определенные приемы работы с текстами. Ниже мы приводим некоторые из этих приемов, чтобы вы могли помочь ребенку овладеть ими. Ваша помощь может длиться до тех пор, пока он не почувствует преимущества их использования и не привыкнет к ним.
При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родители могут предложить школьнику рисовать картинки и схемы к задачам (тем более что некоторые программы предусматривают составление схемы), разыгрывать их содержание с помощью различных предметов и игрушек. Решая задачи, объясняя их ребенку, можно использовать прием сведения к противоречию. Если ребенок сделал ошибку, то, как мы уже отмечали выше, взрослому следует упростить задачу настолько, чтобы ее решение не вызывало трудности.
Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а также научить определять, достаточно ли данных для того, чтобы решить задачу, - далеко не всегда ребенок понимает, что в задаче может "чего-то не хватать". Если ваш маленький ученик испытывает сложности с математикой, наберитесь терпения: вполне возможно, что понять, какие конкретно вычисления (сложение или вычитание, умножение или деление) предстоит сделать, у него получится далеко не сразу. Для ребенка само слово "задача" может внушать страх, из-за которого он уже не видит ни условия, ни вопроса, ни тем более способа решения.
Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях ("Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?"). Обязательно поощряйте ребенка, если сразу не получится решить правильно, не огорчайтесь (и тем более не демонстрируйте огорчение ребенку) - значит, ваша задача пока еще сложна. Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя ("Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны сдать?"). И не сомневайтесь: рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.
В начальной школе большую часть домашних уроков составляют мнемонические задания, нацеленные на запоминание информации. Учащимся необходимо запомнить буквы и цифры, законы и правила, стихотворения и прозу, слова с трудными орфограммами и иностранные слова. Если ребенок использует для запоминания только один, самый распространенный прием - повторение, то это неизбежно привнесет в обучение скуку. Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания.
Домашнее задание для взрослых. Для обучения ребенка буквам
(русским или английским), цифрам, таблице сложения или умножения, иностранным
словам или словам русского языка с трудными орфограммами познакомьте его с
игрой "Умные парочки". Эта игра - модификация известной обучающей
игры "Парные картинки" - развивает зрительную память и внимание
детей, увлекая даже самых неусидчивых. Ее несомненное преимущество в том, что
она представляет собой одинаковую трудность для взрослых и детей, то есть
родителям придется основательно потрудиться, чтобы оказать достойное
сопротивление детям.
Заранее приготовьте карточки размером 4x4 сантиметра. Не забывайте, что
карточек одного вида должно быть две. Карточки перемешиваются и выкладываются
на столе в несколько рядов одинаковой стороной кверху. Игроки делают ход по
очереди, открывая по две карточки. Если попадаются две карточки с одинаковой
надписью, то играющий забирает их себе и делает ход еще раз. Если карточки
оказываются с разными надписями, игрок показывает их всем играющим и возвращает
на место. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Известный с древности прием - размещение информации, которую
нужно запомнить, по всему своему жилищу. Например, ваш ребенок должен выучить
таблицу умножения. Вы вместе с ним пишете соответствующие примеры на отдельных
карточках и расклеиваете по всей своей квартире в самых неожиданных местах: на
шкафу в спальне, на холодильнике, в ванной на зеркале, в туалете, в прихожей.
Сделайте сначала 7-9 карточек и оставьте их висеть на неделю - 10 дней. Затем
вы можете поиграть со своим ребенком в веселую и полезную игру. Вы задаете ему
вопрос: "Сколько будет 3 х 4?", а он не только дает ответ, но и
вспоминает, где висит соответствующая карточка, а затем снимает ее. Так вы
соберете все примеры, разбросанные по вашей квартире, и повесите новые карточки
с таблицей умножения.
Для запоминания правил, законов, формул в школьной среде давно существуют
разные забавные способы. Наверняка вам известна веселая потешка, помогающая
запомнить последовательность названий падежей: "Иван Родил Девчонку, Велел
Тащить Пеленку", в которой первые буквы обозначают именительный,
родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи. Такие
забавные способы помогают сохранить информацию в нашей памяти очень надолго.
Собирайте их, ищите новые, придумывайте сами, рассказывайте о них детям