Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

статья для выступления на конференции по ИКТ

    В современном обществе огромную роль играет развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности, доступ в сеть Интернет. Это обусловлено рядом причин: во-первых современные ученики в большинстве своём знакомятся с компьютером в возрасте 4-5 лет и уже являясь учениками среднего звена имеют большой опыт работы в сети Интернет; во-вторых развитие современной техники позволяет выходить в сеть не только дома, но и на улице при помощи USB-модема, ноутбука или телефона. Следовательно, чтобы не отстать от своих учеников, нам, учителям необходимо осваивать Интернет-технологии, расширять горизонты своих знаний, умений и возможностей, тем более, что и в наши маленькие сельские школы наконец-то пришёл Интернет.
    Дети используют Интернет однобоко, чаще всего это игры, общение в чатах, социальных сетях, скачивание музыки. Поэтому учителя должны в школах стараться показать более широкие возможности глобальной сети. К примеру, для классного часа на тему «Моя семья» мой ученик использовал Интернет для нахождения информации об истории происхождения своей фамилии, во время этих поисков ему удалось найти сведения о том, как и когда в нашей местности появились первые поселенцы с такой фамилией (вначале это были обедневшие дворяне, которые затем были приписаны к крестьянам, в силу потери собственности), они приехали с территории Украины. А так же он нашёл информацию о своём прадеде, который служил во время второй мировой войны во Владивостоке на крейсере «Метель», в Интернете были опубликованы мемуары и воспоминания некоторых сослуживцев, фотоматериалы военных корреспондентов, статьи о боевых действиях, в которых принимал участие и его прадедушка. Этот материал стал изюминкой классного часа, он показал возможности сети и социальный аспект Интернет в самоопределении личности школьника.
    Я, как учитель математики и информатики, считаю, что любой материал значительно проще и быстрее усваивается учащимися, если обеспечить объяснение нового материала наглядной, яркой и логически выверенной презентацией. В сети имеется масса материалов для создания презентаций, множество сайтов, где можно скачать готовые или поделиться своими работами. При этом вы получаете массу отзывов, пожеланий, рекомендаций, что безусловно очень важно для учителя. Обмен опытом через сеть имеет большое значение для становления молодого учителя как профессионала, можно найти планирование, разработки уроков, массу методических рекомендаций, готовых контрольных работ. Учителя с большим опытом педагогической работы могут проводить мастер-классы, анализировать уроки своих коллег, не выходя из своего кабинета. Это делает нашу работу более интересной  и продуктивной, помогает находиться в гуще событий и более тесно взаимодействовать со своими коллегами, рассчитывая на их помощь и мудрые советы. Интернет открыл нам возможности дистанционного обучения, если раньше приходилось ездить на курсы повышения квалификации в областной центр, то теперь необходимость в этом практически отпала, можно пройти любые курсу на интересующую конкретного учителя тематику прямо на своём рабочем месте, не теряя время на поездки, не пропуская драгоценные уроки.
    Мне очень нравится использовать Интернет на уроках для создания различных проектов. Например, на уроке информатики в 7 классе по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» учащимися был создан «Обзорный путеводитель по антивирусным программам» (это проект одного урока). Материалы для него были заранее подготовлены учащимися, найдены в сети, обработаны, отобраны, выделены логотипы антивирусных программ и на основе этой информации создавались странички путеводителя. Был проведён сравнительный анализ цен на антивирусные программы в магазинах компьютерной техники нашего районного центра г.Ливны (сделано это было без поездок в город, на сайтах этих магазинов). Проводился социологический опрос учащихся и учителей нашей школы на предмет определения рейтинга популярности той или иной антивирусной программы, с выявлением причин выбора. Путеводитель был напечатан, сами ученики составили памятки «Что нужно делать, что бы твой компьютер не поразили вирусы», распечатали их и раздали всем желающим, таким образом, наш проект перешёл в маленькую акцию по компьютерной безопасности.
    Приведу несколько страничек путеводителя.
    На уроках математики я работаю с учеником 6 класса над индивидуальным долгосрочным проектом «Математическая зоология». Предпосылки его создания таковы: ученики имел очень слабую мотивацию к изучению математики, его интересы были сосредоточены в области зоологии, в учебнике Виленкина крайне мало задач на зоологическую тематику. Работа над проектом включала в себя создание задач и заданий по различным темам математики с использованием числовых данных о том или ином животном, в процессе работы ученик находил необходимую информацию в различных источниках, включая Интернет, выписывал её, составлял задачи и прорешивал их. Учитель, как руководитель проекта, проверял, корректировал, исправлял ошибки и неточности, добавлял свои задания на основе полученных учеником данных. Некоторые задачи были обусловлены практической деятельностью ученика (он живо интересовался подсобным хозяйством и разводил домашних птиц), поэтому данные для них были получены опытным путём и после решения задачи результаты сверялись с реальными достижениями. Ученику было разрешено заменять один номер домашнего задания на задание из проекта. Оформлялись задачи фотографиями из Интернет, сейчас идёт работа по созданию электронной версии «Математической зоологии», которую мы разместим в сети на страничке нашей школы. Результаты этой деятельности только положительные: мотивация к изучению математики значительно повысилась и не только у данного ученика, но и во всём классе, а следовательно выросла успеваемость, а главное успешность деятельности ребёнка в коллективе.
    Мои ученики с 5 по 8 класс участвуют во Всероссийском проекте «Стимулирование познавательной деятельности учащихся в области ИКТ». Они выбрали себе различные направления обучения на 3 года. Всем учащимся нравиться получать обучающие материалы по своим направлениям, к выполнению индивидуальных заданий они походят ответственно, творчески, старательно выполняя все условия работы. А участие в данном проекте без доступа к Интернет невозможно и буквально несколько лет назад было недоступно нашим ученикам.
    Широко применяю Интернет в сфере информатики для проведения итогового тестирования учащихся по различным темам предметного курса. Много материалов для этого на сайтах учителей, тестирование можно проводить on-lien (с моментальной проверкой, выставлением оценок, разнообразием вариантов). Не заменим Интернет для подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ. Все типовые задания можно найти на сайтах открытого банка задач для ЕГЭ, там огромный выбор заданий каждого типа, которые можно решить, проверить ответ, посмотреть решение.
    В своей работе я часто использую материалы конкурсов «Инфознайка», «Найди ответ в WWW»; в этих конкурсах с удовольствием принимают участие мои ученики с 5-11 классы, а задания очень удобно применять на уроках информатики для повышения интереса к предмету, для позитивной настроенности учеников, задания разного уровня сложности можно использовать для реализации дифференцированного принципа обучения и индивидуального подхода. С помощью более сложных заданий можно подвигнуть ребёнка на поиск информации из непредметных областей, что способствует улучшению межпредметных связей. А материалы конкурса «Найди ответ в WWW» не заменимы в работе над темой «Поиск информации в сети Интернет» в 8, 10-11 классах, они очень интересны учащимся, многообразны, развивают межпредметные связи, позволяют узнать много нового, формируют навыки работы в сети, способствуют развитию здоровой конкуренции, умения сосредоточиться, быстроты реакции и принятия решения.
    Интернет даёт нам возможность проводить уроки, даже когда учащиеся отсутствуют в классе (например: карантин, сильные морозы, весенний повадок, домашнее обучения по состоянию здоровья). Современные технологии позволяют работать в on-lien режиме, что даёт индивидуальность и дифференцированность процесса обучения. Внедрение электронных журналов и дневников позволяет учителю донести до родителей истинную картину успеваемости ребёнка, а родители могут легко контролировать его успехи, просматривать домашнее задание, тексты контрольных и тестовых работ, критерии их оценки, уровень выполнения работ своим ребёнком и оценивать объективность учителя в выставлении оценки. При такой открытой форме работы учителя и ученика безусловно родители более включены в процесс обучения и воспитания, чем при традиционной. Они более осведомлены, а значит могут своевременно вмешаться, повлиять, проконтролировать, что безусловно идёт на пользу ребёнку и следовательно процессу обучения