Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

урок математики "Путешествие в Орловское полесье" 5 класс

    Методическая разработка
    урока математики для 5 класса
    по теме: «Формулы. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда»




    Путешествие в национальный парк Орловское полесье.






    Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по темам: «Вычисления по формулам. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения площадей и объемов»;
    подготовить учащихся к написанию контрольной работы;
    расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов;
    развивать логическое мышление учащихся и формировать устные вычислительные навыки;
    воспитывать у учащихся патриотизм, бережное отношение к природе родного края, любознательность и интерес к природным ценностям своей малой родины.

    Оборудование: учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я., карточки и таблицы, интерактивная доска, приложения (фото, таблицы, карточки), музыкальный центр, диск «Звуки леса».



    План урока.


    Орловский край, родные дали!
    Здесь все так мило для души!
    Леса, поля, луга, равнины-
    Ну, до чего ж вы хороши!



    1.    Организационный момент.
    Ребята, на территории Орловской области 266,1 тыс.га лесных угодий и один из них национальный парк «Орловское полесье», в путешествие по которому мы с вами и отправимся на сегодняшнем уроке. Орловское Полесье — край легенд. Одна из них утверждает, что защитник земли русской Илья Муромец, бывал на Орловщине и сразился с Соловьём-разбойником в деревне Девять Дубов, находящейся на территории Полесья. В церковной летописи говорится, что на месте деревни в древние времена были непроходимые болота, а в самой густой части леса было девять дубов, росших из одного пня. Они так тесно срослись между собой, что представляли удобное место для укрывательства Соловья-разбойника и его шайки, грабивших и убивавших путников, и даже несколько раз нападавших на Одринский монастырь, предавая его огню и разорению.

    А экскурсоводом у нас будет самое редкое и необычное животное парка- выхухоль. Пожалуйста, познакомьтесь.
    Длиннохвостый зверек размером с крупную крысу, легко узнаваем по длинному подвижному хоботку. На лапах перепонки, хвост голый, сплюснутый с боков. Окраска темно-бурая сверху, светлая снизу, с сильным блеском. Молодые сероватые. Активна круглый год, в основном в сумерках. Строит в берегах норы с подводным входом. Питается моллюсками, водными насекомыми, пиявками, лягушками и т.д., реже корневищами растений. Увидеть выхухоль удается очень редко, чаще в период половодья, когда норы заливает вода.
    -Я рада видеть вас. Наша экскурсия будет очень необычной и для участия в ней вам необходимо вспомнить формулы пути, площади и объема, показать свои вычислительные навыки, продемонстрировать умение логически мыслить, анализировать, а так же решать поставленные задачи. Я так же, как и вы, очень люблю математику и, поэтому в свой рассказ о нашем парке, я включила разнообразные задания, которые вам нужно будет выполнить, чтобы узнать много нового и интересного.

    2. Проверка знаний учащихся.
    Проверим, готовы ли вы к нашей экскурсии, для этого вам нужно будет выполнить несложные тестовые задания.

    ТЕСТ на знание формул
         Запишите формулу для нахождения объема куба
        Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника
        Запишите формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда
        Запишите формулу для нахождения площади квадрата
        Запишите формулу для нахождения пути
        Запишите формулу для нахождения периметра прямоугольника
     КЛЮЧ К ТЕСТУ
        V=a³
        S=a•b
        V=a•b•c
        S=a²
        S=v•t
        P=(a+b)•2
    Правильный ответ оценивается в 1 балл

    Учащиеся получают карточки с тестовыми заданиями, на выполнение которых дается 5 мин. Одновременно с этим на доске появляется таблица, содержащая правильные и неправильные варианты формул. Учащиеся обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку по правильному варианту появившемуся на доске, и подсчет баллов (за каждый правильный ответ дается 1 балл).
    Все, получившие свыше 6 баллов, готовы к дальнейшему пути.
    -Ребята, поднимите руки, кто готов следовать дальше. Молодцы, все отправляются в путь.

    3.    Устный счет
    -Ребята, в нашем парке очень много видов редких растений, птиц и животных. Я предлагаю вам выполнить несложные устные вычисления для того, чтобы узнать, сколько видов редких растений, сколько видов редких животных и сколько видов редких птиц обитает в «Орловском полесье». Ответы, полученные в результате вычислений, и станут ответами на эти вопросы.
    На доске появляются три столбика вычислительных действий, учащиеся выполняют их устно, по цепочке.

    3²                                          2³                                   4²
    +5                                        •5                                   -5
    :2                                         +30                                •4
    •10                                       :7                                    +6
    -42                                       •9                                    :10
    :7                                         -30                                  +13
    +9                                        •3                                    •8
    •10                                       -60                                  -14          
    (ответ 130)                       (ответ 120)                     (ответ 130)

    -Вы узнали, что в парке 130 видов редких растений, причем 31 произрастает только здесь, 120 видов животных и редчайшее из них - это я, 130 видов гнездящихся птиц.

    4.    Работа в группах.
    -А сейчас я предлагаю вам расшифровать названия некоторых наиболее распространенных видов животных и птиц, обитающих в «Орловском полесье». Для этого вам нужно объединиться в обычные группы для работы с таблицами и заполнить пустые клеточки в таблице. Каждое число последней строки соответствует букве, расположенной ниже. Нужно прочитать слово, расположив числа последней строки в порядке возрастания.

    a    6    7    4    2    3    7    9
    b    5    6    2    3    5    2    3
    S    30    42    8    6    15    14    27
        а    н    а    б    а    л    б

    V    8    7    4    2    2    3
    t    1    2    3    9    2    7
    S    8    14    12    18    4    21
        е    е    б    д    л    ь





    a    2    5    3    8    4    1
    b    3    2    10    2    5    3
    c    4    6    1    5    7    9
    V    24    60    30    90    140    27
        к    у    с    л    я    о




    Синим цветом выделен текст, которого нет в таблицах, раздаваемых детям.

    Учащиеся получают таблицы с заданиями на знание формул пути, площади и объема. В результате правильных вычислений у них должны получится слова: балобан, лебедь, косуля.

    БАЛОБАН
    Хищная птица семейства соколиных. Длина тела до 55 см. Окраска оперения на спине серовато-бурая, нижняя часть тела с бурыми или черными пестринами. Добычу ловит в воздухе или хватает с земли.
    Пищей служат птицы, грызуны, зайцеобразные, ящерицы, жуки.
    Пользуется большой популярностью в арабских странах как ловчая птица.
    Европейская косуля
    Мелкие олени, внешне несколько похожие на коз. Очень изящные, с тупой мордой и совсем коротким хвостом. Окраска однотонная, летом золотисто-рыжая, зимой серая. Небольшие рога бывают только у самцов. Самцы сбрасывают рога в декабре, а новые рога вырастают к весне. Активны в любое время суток, но летом обычно отдыхают в жаркие часы. На открытые места выходят чаще рано утром и поздно вечером. Обычно летом держатся маленькими группами или поодиночке, к зиме сливаются в стада. Питаются травой, а также ягодами и грибами; зимой — ветками, почками и сухими листьями деревьев и кустарников. Очень любят желуди, которые иногда даже выкапывают из-под снега зимой.
    Лебедь- шипун
    Еще в XVIII веке лебеди гнездились по речным старицам, заросшим тростником и рогозом, но из-за хозяйственной деятельности человека и обмеления рек они надолго перестали гнездиться на территории Орловской области. Последние несколько десятков лет лебеди все чаще
    останавливаются на прудах области во время весенних перелетов, а молодые птицы задерживаются иногда до июля.

    5.    Физкультпауза.
    А сейчас давайте немного отдохнем. Положите ручки и послушайте, это звуки леса, это животные и птицы разговаривают с вами. Давайте попробуем к ним прислушаться и, может быть, нам удастся их даже увидеть. Повторяйте за мной. Учащиеся повторяют движения за учителем под музыку. Вот ласточки взмахнули крылышками, застрекотали, завертели головками налево, направо. Вот балабан гордо, низко наклоняет голову, а это ходит, наклоняясь в разные стороны, глухарь, он покачивается, и поднимает поочередно то одну, то другую ногу. Вот мы и увидели некоторых обитателей «Полесья», а теперь продолжим нашу экскурсию.

    6.Решение геометрических задач.
    -Я хочу  продолжить нашу экскурсию и познакомить вас с некоторыми моими друзьями-животными и рассказать интересные факты из их биографии. Знакомьтесь, ласточки.
    Ласточки так же, как и стрижи, питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, поэтому у них тоже короткий клюв, широкий разрез рта, длинные узкие крылья и маленькие лапки. Но ласточки могут ходить по земле и взлетать с нее. Они часто сидят на проводах, чего никогда не делают стрижи. Гнездятся на скалах и зданиях, один вид — в норах на песчаных обрывах, лоток гнезда выстилают перьями. У большинства народов нашей страны ласточка издавна считалась символом добра, счастья, надежды, весны. Ежегодное исчезновение ласточек осенью и их появление весной символизировало круговорот жизни и смерти в природе.
    Найдите площадь прямоугольника, если его длина 4дм, а ширина на 25см меньше и тогда вы сможете ответить на вопрос «Сколько раз в день ласточка успевает покормить своих птенцов?».
    4дм=40см
    40-25=15(см)-ширина
    40*15=600(см²)-площадь
    Ответ: 600 см².

    Медведей трудно спутать с другими зверями — все они крупные, лохматые, неуклюжего сложения, с большой головой, небольшими ушами и коротким хвостом. Глаза ночью светятся темно-красным светом. Активен чаще в сумерках и ночью, но иногда также днем. Зимой бурый медведь впадает в неглубокий сон, устроив себе берлогу. Обычно медведь избегает встречи с человеком. Однако зверь, внезапно встреченный на узкой тропе, застигнутый у добычи, раненый или медведица, охраняющая медвежат, вполне могут напасть просто от испуга. Поэтому в местах, где много медведей, рекомендуется при ходьбе трещать сучьями или что-нибудь напевать.
    Найдите площадь прямоугольника, если его ширина 40мм, а длина в 5 раз больше и выразите ответ в см² и тогда вы узнаете «Сколько кг веса теряет медведь во время зимней спячки?».
    40*5=200(мм)-длина
    40*200=8000(мм²)-площадь
    8000мм²=80см²
    Ответ: 80см².

    Среднего размера рыжеватые совы с черными пятнами вокруг глаз и темным клювом. Крылья довольно длинные (размах до метра), снизу светлые с темным пятном на сгибе, лапы оперены до когтей. Питаются преимущественно мелкими грызунами. На пролете иногда собираются в небольшие стайки. Сравнительно молчаливы, голос бывает слышен в основном ранней весной. Полет стремительный, прямолинейный, с частыми взмахами крыльев. Добычу высматривают с воздуха, скал или деревьев. Гнездятся на земле, иногда на крышах домов. Очень часто используют гнезда других птиц.
    Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его высота равна 10см, ширина на 6 см меньше, а длина на 19 см больше высоты и вы узнаете «Сколько мышей съедает за лето серая сова?».
    10-6=4(см)-ширина
    4+19=25(см)-длина
    4*10*25=1000(см³)-объем
    Ответ: 1000см³.



    7.    Повторение.
    -А чтобы узнать еще некоторые интересные факты из жизни животных и птиц нужно решить уравнения. Продолжим нашу экскурсию.
    Красноголовый и желтоголовый корольки являются одними из самых мелких воробьиных птиц Европы. Населяют хвойные и смешанные леса. Самка строит гнездо на боковых ветвях хвойных деревьев. Как и у желтоголового королька, верхняя часть гнезда красноголового королька узкая, а стенки его загнуты внутрь, что придает ему форму сферы с открытым верхом. Это предохраняет яйца и птенцов от выпадения из гнезда во время сильных покачиваний ветвей на ветру. Область распространения этого вида простирается от Атлантического побережья до Восточной Европы (Карпат, Крыма и Западного Кавказа).
    Решив это уравнение, вы узнаете массу тела самой маленькой птицы-королька, живущей в «Орловском полесье».
    3х+2=20
    3х=20-2
    3х=18
    х=18/3
    х=6
    Ответ: х=6.

    Волк — крупный зверь с пушистым хвостом. Длина тела 1-1,6 м, хвоста 35-50 см. Окраска лесных волков серая, обычно с темным "седлом" на спине. От собак отличается широкой мордой с выпуклым лбом, обычно опущенным хвостом. Волк распространен по всей стране, кроме некоторых островов, но в средней полосе и на юге европейской части России очень редок. Большую часть года волки кочуют поодиночке и семейными группами — стаями. Зимние стаи обычно насчитывают 5-12 зверей, но изредка в местах с обилием дичи собирается до 40 волков. В волчьих стаях все звери обладают определенным социальным статусом. При выяснении отношений доминирующие животные держатся на прямых ногах, вытягивают хвост и скалятся, не открывая пасть, а подчиненные — подгибают лапы, поджимают хвост и оскаливаются, широко открывая пасть.
    Решив это уравнение, вы узнаете, сколько килограммов мяса может съесть взрослый волк за один прием.
    60-2а=10
    2а=60-10
    2а=50
    а=50/2
    а=25
    Ответ: а=25.

    ЛОСЬ - самый крупный современный олень. Взрослые самцы имеют длину тела до 300 см, высоту в холке до 235 см. Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре — декабре, редко позже. Новые рога начинают расти в апреле — мае. Пока рога мягкие, они чувствительны к ударам и укусам насекомых. Твердеют они в июле, а в августе—сентябре самцы очищают их от кожи. Лоси живут до 20—25 лет
    Решив это уравнение, вы узнаете, сколько килограммов весит взрослый лось.
    2(у+30)=1200
    У+30=1200/2
    У+30=600
    У=600-30
    У=570
    Ответ: у=570.


    8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
    Давайте оценим свою работу на уроке. Поднимите руку те, кому было трудно. Поднимите руку те, кому было понятно, но все еще есть вопросы. Поднимите руку те, кому все понятно и легко (на доске выстраивается диаграмма оценки учебной деятельности).
     -Посмотрите на результат. Вы отлично поработали!
    Наша экскурсия подошла к концу. Поделитесь своими впечатлениями о нем, что вам понравилось, запомнилось? Что вызвало самые яркие впечатления? Что нового вы узнали на этом уроке?
    Я надеюсь, что теперь вы обязательно захотите посетить «Орловское полесье».

    9. Выставление оценок.
    В память о нашем уроке я хочу подарить вам открытки с наилучшими пожеланиями от наших сегодняшних друзей.

    Учись на отлично и снами дружи,
    И делай задание на дом.
    Ты знаниями наполняй свою жизнь,
    А большего нам и не надо.

    Домашнее задание: пункты 17-21, №847, № 848 (в,г).