Управление общего образования администрации г. Ливны                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ливенская средняя общеобразовательная школа»
 
Фотографии

опыт работы

    Обобщение опыта работы.

    Подготовила учитель математики и информатики Красова Е.Н.

    Образование высшее (окончила Елецкий педагогический институт в 1999г.)
    Стаж работы 5 лет.
    Вторая квалификационная категория.

    Мои педагогические принципы
    Я считаю, что современныйn учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Что позволит решить типичную проблему российской школы.
     Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

    Цели работы
    Цель педагогической деятельности: создание условий для повышения качества знаний по предмету в рамках учебно-воспитательного процесса через использование  системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся.
    Для достижения поставленной цели   необходимо решение следующих задач:
        использование наряду с традиционными формами учебных занятий  индивидуальных и групповых занятий в рамках внеурочной деятельности, а также инновационные формы;
        создание условий для приобщения школьников к самостоятельной познавательной деятельности;
        использование современных приемов, средств и методов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности школьников;
        отслеживание эффективности использования применяемых  приемов, средств и методов обучения.


    Задачи моей работы

    1.    Научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.);
    2.    Научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др.;
    3.    Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др.);
    4.    Научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;
    5.    Научить решать проблемы профессионального выбора;
    6.    Научить ориентироваться в ключевыхn проблемах современности (экологических, политических, национальных и др.);
    7.    Научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;
    8.    Научить решать проблемы профессионального выбора;

    Моя педагогическая философия
    Все дети на земле - твои.
    Не бойся душу им отдать.
    Учи их одному - любви,
    И, словно ласковая мать,
    Терпима будь и будь добра,
    Дари улыбку и тепло,
    Тогда в глазах ученика
    Навек поселится добро.



    С 2009 года работаю учителем математики и информатики в Ливенской общеобразовательной средней школе


    Тематика самообразования.

    Работаю над темой «Развитие логического мышления и познавательного интереса учащихся через формирование вычислительных навыков на уроках математики»

    «Приходилось ли тебе наблюдать, как люди с природными способностями к счёту бывают восприимчивы, можно сказать, ко всем наукам? Даже все те, кто туго соображает, если они обучаются этому и упражняются, то хотя бы они не извлекали из этого для себя никакой пользы, всё же становятся более восприимчивы, чем были раньше»
                            Платон

    Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, вниманию, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, что, в современных условиях не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.
    Ведущая педагогическая идея опыта – повысить вычислительную культуру учащихся, чтобы они использовали свои навыки и умения при выполнении различных математических тестов и итоговых аттестаций.
    Поэтому цель моей работы – обобщить сложившуюся систему работы по вычислительным навыкам учащихся 5-9 классов.

    Задачи работы:

        Рассмотреть особенности работы по формированию вычислительных навыков.
        Показать методику формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
        Рассмотреть организацию устных вычислений на уроках математики.
        Предмет – вычислительная культура учащихся на уроках математики.
    Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
    При подготовке к уроку  отбирается материал, систематизируется, продумывается переход от одного упражнения к другому. При обдумывании системы заданий и форм организация устного счета не исключается учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Но чтобы все учащиеся быстро считали, выполняли простейшие алгебраические преобразования необходимо время для их отработки: 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета.
    Первое время на уроках учащимся для устного счета предлагались обычные карточки типа: найдите сумму чисел 57 и 9, 18 и 13 и так далее или же проводились игры типа «Быстрый счетчик», «Математическое лото». Для слабого ученика это разнообразие приемов недостаточно. Слабому ученику необходимо иметь систему устных упражнений и дома.
    Поэтому на первом уроке математики в 5 классе каждому ученику предлагаются карточки устного счета. Взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. По вертикали – примеры на разные правила.
    Сначала учащимся предлагается считать примеры по горизонтали строка за строкой. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Это помогает учащемуся быстро привыкнуть к карточке. Обычно все идет без особых затруднений до шестой строки. В этой строке у кого-нибудь из учеников обязательно возникнут трудности. Тогда классу задается вопрос: «А как проще выполнить деление в данном примере?».
    После того как учащиеся приходят к правильному ответу, продолжаем решать примеры этой строки дальше, обязательно с пояснениями. И если учащиеся все еще в затрудняются при решении примеров данной строки, им необходимо еще раз вычислить эти же примеры с подробными объяснениями. Если и этого недостаточно, можно назвать следующую строку с аналогичным алгоритмом решения.
    Дальше переход бывает очень интересен и для различных классов различен. Так, если класс имеет достаточно твердую математическую подготовку, ученики вскоре начинают называть только ответы примеров. С этого момента наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отставать от одноклассников, каждый из учеников напрягает свое внимание, развивает смекалку, вычислительную сноровку. Причем процесс этот длительный. В любое время можно прервать ученика и предложить другому считать дальше. Установка карточки на длительное внимание дает возможность максимально загрузить учащихся, проверить их работоспособность. Дух соревнования-игры еще больше увлекает учеников.
    Если же в классе слабая математическая подготовка, приходится предлагать учащимся называть только ответы в примерах. Этот процесс перехода более длительный, зато вызывает удовлетворение у учащихся. Ученики перестают бояться карточек, работа с ними им нравится.
    Следующий этап работы с карточками – счет на время. Если после недели работы учащиеся считают до 28 примеров в минуту, то к концу октября – до 65 примеров.
    Разработала систему тематических устных упражнений для учащихся 5 класса.
    Работаю на основе педагогической технологии системы эффективных уроков, осваиваю проектную методику, работу в программной среде «1С:Математический конструктор», программу И.В.Попелышева «Простая арифметика».
    Разработала программу пропедевтического факультативного курса для учащихся 6 класса «Наглядная и простая геометрия».
    Задачи и цели курса
        Развитие геометрических представлений учащихся посредством рисования геометрических фигур и тел, изготовления их моделей
        Усвоение начальных приемов черчения с помощью линейки и циркуля
        Ознакомление со способами нахождения длин, площадей, объемов
        Усвоение некоторых элементарных сведений по геометрии полезных в практической жизни и необходимых при изучении других предметов
        Активизация мышления путем постановки и решения геометрических задач
        Введение начал логического мышления в степени и форме, доступном возрасту учащихся
        Развитие речи – письменной и устной – в области, относящейся к пространственным представлениям детей

    Тема занятия   
    Знакомство с инструментами
    Точка, точка, линия.
    Масштаб. Как его посчитать?
    Нарисуем карту.
    Геометрические фигуры.
    Учимся находить площадь треугольника.
    Построение города при помощи геометрических фигур.
    Аппликация «Мир геометрии».
    Построение при помощи циркуля. Строим окружность и круг.
    Учимся находить длину окружности.
    Учимся находить площадь круга.
    Аппликация «Вписанные и описанные фигуры»
    Построение при помощи линейки.
    Построение при помощи циркуля и линейки.
    Построение «Мой портрет» при помощи циркуля и линейки.
    На что похожа трапеция?
    Четырехугольники. Сколько их?
    Четырехугольный мир.
    Японская игра.
    Плоскости. Как их увидеть?
    Такой объемный мир вокруг нас
    Учимся строить объёмные тела.
    Учимся находить площадь полной и боковой поверхности параллелепипеда.
    Делаем развертку куба и определяем площадь его поверхности.
    Параллелепипед из бумаги и его элементы.
    Лепим из пластилина параллелепипед.
    Египетские пирамиды.
    Склеим конус и цилиндр.
    Учимся находить площади их боковых поверхностей.
    Построй свой город «Геометринск».
    Робот твой, он какой?

      
    Результаты работы по курсу.
        Учащиеся 6-х классов, которые занимались по данному курсу, на следующий год показывали высокие результаты освоения программного материала по курсу геометрии 7 класса. Новый предмет не вызывал у них типичных трудностей, отсутствовали типичные ошибки. Успеваемость в данной группе составила 100%, все 28 учащихся справлялись на «4» и «5».
    Занимаюсь созданием наглядных интерактивных таблиц для интерактивной доски по курсу математики 5 класса.
    Результативность работы
    Критериями эффективности апробации используемых инновационных способов обучения являются:
        1) уровень мотивации обучения учащихся по предмету;
         2) уровень сформированности мыслительных процессов;        
        3) качество знаний и уровень обученности  учащихся по математике;
        4) результаты сдачи выпускных экзаменов в новой форме в 9 х классах и ЕГЭ в 11 классах..
        Уровень отношения учащихся к предмету был исследован по методике изучения школьной мотивации Н.Г.Лускановой
    Из результатов диаграммы видно, что уровень мотивации к обучению учащихся 5 – 7классов растет.









       

    Уровень сформированности мыслительных процессов

    2001-
    2002    26    86,3%    53 %    58 %    75 %    84 %
    2002-
    2003    26    87,2%    59,3 %    62,3 %    80 %    86,2 %
    2003-
    2004    26    89%    63,7 %    73,1 %    84,2 %    90,3 %

    Вывод:  мыслительные операции у большинства учащихся сформированы на среднем и даже высоком уровне, происходят существенные изменения.
    Возрастает способность к абстрактному мышлению, при этом сохраняются и развиваются конкретно-образные компоненты мышления. Заметно развитие критичности мышления, его самостоятельности и активности.
    Трое моих учеников продолжили обучение математике в школе для одаренных детей
    Мониторинг успеваемости
    Вместе с уровнем мотивации обучения учеников по предмету отслеживалась и позитивная динамика общей успеваемости и качества знаний
       
    Вывод: успеваемость по алгебре и геометрии составляет 100%, качество знаний неуклонно повышается. 89% учащихся в 2002-2004 г.г. поступили в ВУЗы
    Более 50% выпускников 11 классов на выпускном экзамене по математике получили оценку «4» или «5».
              В 2003-2004 учебном году мною была создана творческая группа «Эрудиты», в нее вошли любители математики, желающие изучать материал за пределами учебника математики - семь учащихся 9 класса. За  полгода  работы группа показала следующий результат: учащиеся с интересом посещали заседания, с увлечением работали с научной литературой, использовали учебные порталы и сайты Интернет, с интересом работали с офисными программами. Издавали газету «Эрудит» (по четвертям) с большим количеством математических ребусов, головоломок, софизмов, логических задач (используя материалы газеты «Математика»).87% учащихся школы приняли участие в конкурсах объявленных в газете.
    В 2009-2010 учебном году создана группа «Хочу знать информатику» из учащихся 5-6 классов. Результатом работы стало участие во  всероссийском конкурсе «Инфознайка» -2010.
    В нем ученица 5 класса Н.Исаева и ученик 4 класса Бондарев Е. стали дипломантами, а ученики 10 класса Мурских М. и Катешкин Д. стали победителями регионального тура.
    В 2009-2010 году я стала финалисткой Международного конкурса «Мой лучший урок» в категории естественно-научных дисциплин.
    Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности
        Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

    Новости и объявления

    Спортивный праздник

    19.03.2018
    В нашей школе прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья". В нем приняли участие семьи Моногаровых, Медведевых, Турчаниновых, Афониных, Великановых. Родители вместе с детьми показали спортивный характер, выдержку, сплоченность, а так же спортивный задор. Всех поддерживали болельщики. В результате все семьи получили грамоты за победу в номинациях, а победителем стала семья Моногаровых. Поздравляем!!!

    "Память сердца"

    "Память сердца" 02.03.2018
    Наша школа принимает участие в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности для обучающихся общеобразовательных учреждений Орловской области, посвященном 75 годовщине освобождения города Орла и Орловской области от немецко-фашистских захватчиков "Память сердца" в жанре хореография. Поддержим наших ребят!